18 апреля 2018

Музыка как методика развития ребенка

Пытаясь выбрать лучшую среди множества методик воспитания детей, мы порой забываем про самые простые способы развивать их способности и таланты. Например, про музыку. Классическую или современную — не так важно, главное — слушать ее вместе. О том, какое влияние музыка оказывает на мозг и почему слушать ее не только приятно, но и полезно, «О!» рассказали психологи Анна Скавитина и Мария Куленкова.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Мария Куленкова, детский аналитический психолог
Мария Куленкова, детский аналитический психолог

О влиянии и значении музыкального воспитания на развитие ребенка говорят сотни лет, начиная с Аристотеля: «Когда мы слышим музыку, наша душа меняется». Современные исследования демонстрируют совершенно невероятные вещи. Вот один из удивительных фактов: дети выражают предпочтение музыке, которую они слышали, находясь в утробе матери.

Исследования показывают, что прослушивание музыки во время беременности, начиная примерно с пятого месяца, способствует созданию у ребенка дополнительных нейронных связей, используемых для обработки мыслей и информации. Музыка, особенно спокойные классические произведения, стимулирует альфа-волны мозга, что создает ощущение покоя.

Активное прослушивание музыки влияет в дальнейшем на языковые и литературные способности, пространственное мышление и координацию. Современные нейробиологи говорят: если вы хотите, чтобы мозг вашего ребенка активно развивался, накопите денег на десять лет занятий музыкой. Стараясь сделать как лучше, в порыве дать своему ребенку максимум возможного с рождения, родители с младенчества приобщают детей к классической музыке, сложным полифоническим произведениям, вручают музыкальные инструменты с обязанностями их освоить, удовлетворяя тем самым собственные амбиции, а не развивая мозг ребенка.

Как же использовать музыку для развития?

Наша речь музыкальна по своей природе. Тембр, ритм, темп, интонация, ударение, сила звука, динамика характеризуют и речь, и музыку, объединяя их общими закономерностями. К двум месяцам младенец уже усваивает все возможные тембры, присутствующие в человеческой речи. Постарайтесь с самого рождения дать ребенку возможность услышать разные голоса: мамы, папы, бабушки, дедушки, подражайте мышке, птичке, медведю. Пищите и говорите басом. Прослушивание фоновой музыки — процесс пассивный. Он может успокаивать, особенно если поставите мелодии, знакомые ребенку с внутриутробного периода, но не развивать. Простые песни, потешки, детские стихи, колыбельные, прибаутки, пестушки, озвученные и окрашенные эмоциями взрослого — вот что в младенческом и раннем возрасте наилучшим образом активизирует развитие ребенка, его мышление, внимание, восприятие и память. Классическая музыка хороша как вишенка на торте. Лишь на пару минут малыш может сосредоточиться на прослушивании произведений классиков для детей.

Слушая музыку с ребенком дошкольного возраста, важно обращать внимание на ее характер, образность. Какая она? Грустная или веселая, быстрая или медленная, какие образы рождает у вас и вашего ребенка, с каким цветом ассоциируется? Можно попробовать вместе пофантазировать, что хотел рассказать композитор, что чувствовал, когда создавал произведение. Мы развиваем воображение, мышление, представление ребенка об эмоциях и чувствах других людей — эмпатию и сочувствие. Даем ему еще один инструмент символического выражения себя и отражения собственных чувств — язык музыки.

Познакомьте ребенка с простыми музыкальными инструментами: бубном, барабаном, маракасами, колокольчиками, ксилофоном. Изобретайте музыкальные инструменты из того, что есть под рукой. Организуйте совместную игру на всем, что попалось под руку. Учите двигаться в такт музыке, танцуйте вместе. Пойте… любые истории из жизни! Напевайте песенки, когда ребенок просыпается или ложится спать, играйте с детьми в музыкальные игры. Например, надо ответить на вопросы «да», «нет», «не знаю» с помощью любого музыкального инструмента. Попробуйте «Угадай мелодию» или «Назови песню». Вставляйте «неправильные» слова в знакомые ребенку композиции, чтобы он вас исправил: «Жил-был у бабушки серенький КОТИК». Придумывайте новые слова к знакомой мелодии.

Когда приобщение к музыке происходит через давление, навязывание, чрезмерные усилия, даже с самыми благими намерениями, а не через игру и удовольствие, когда желание заниматься музыкой идет не от ребенка, а от родительского желания «причинить добро» и вложиться в мозг подрастающего поколения, польза от музыкального воспитания нивелируется психологическими травмами и эмоциональными нарушениями.

Если вы любите музыку, разбираетесь в ней, интересуетесь жизнью и творчеством композиторов или музыкальных групп, историей музыки, сами периодически ходите на концерты или играете на музыкальных инструментах и с удовольствием показываете эту часть окружающего мира детям, будьте уверены в позитивном вкладе музыки в развитие и воспитание своих детей. Приятно, когда ребенок начинает со временем разделять ваши музыкальные предпочтения. Вовсе не обязательно выращивать будущего музыканта, родителям важно помочь ребенку найти еще один источник радости и удовольствия в жизни: хорошую музыку.

Фото: Rohappy/fotoliza/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Мария Куленкова
детский аналитический психолог.
Читайте также:
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу? 
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
29 августа 2019
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
Помогут словесные игры, обсуждение прочитанного. А вот спешка — только повредит!
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?