25 апреля 2018

Братья и сёстры: 4 простых правила, которые помогут вашим детям жить дружно

Брат или сестра — самый близкий человек или тот, с кем приходится делить мамину любовь? Лучший друг и партнёр для игр или тот, кто постоянно отбирает любимую куклу или машинку? Как помочь детям жить дружно? «О!» спросил у психолога Анны Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Вспоминаю, как одна мама жаловалась на своих двойняшек. Один в школе практически отличник, а другой — двоечник. Как же так, спрашивает. Вроде бы воспитываем мы их одинаково, да и они почти на одно лицо, в один момент рождённые, а так странно получается. Может быть, задумывается она, у них совсем разные интеллектуальные способности? Вы проверьте, просит, что с двоечником нашим не так? Довольно быстро выяснилось, что у двоечника уровень развития не только не ниже, чем у брата, но даже в чем-то превосходит. И вообще, его вполне было можно записать в клуб детей с феноменально высоким коэффициентом интеллекта. Причина, по которой мальчишки так по-разному учились, — их неосознанное желание найти своё, не похожее на брата, место в семье. И не так уж важно, за счёт чего. Важно, чтобы это было место, на которое никто не претендует, за него не надо было жёстко сражаться. На своём месте можно получать нужную или хотя бы возможную долю родительского внимания. Отличника всё время хвалили и гладили по голове, зато с двоечником много времени сидели рядом, помогали делать уроки, вели мотивирующие беседы, в результате этот хитрец проводил с мамой и папой времени намного больше, чем братец.

После того, как мы с родителями разобрались с происходящим, мы вместе решили поискать другие индивидуальные зоны, в которых дети могли чувствовали себя успешными, нашли бы своё место в семье и в мире, а их тайная конкуренция перестала бы мешать школьной учебе. Всё получилось. Один парень стал увлечённо заниматься спортом, а другой стал дизайнером одежды. Кстати, догадаетесь, кто чем занялся? Родителям пришлось смириться с тем, что брат-отличник стал хорошистом, и порадоваться тому, что брат-двоечник тоже стал хорошистом. Впрочем, мы с самого начала предполагали, что так и будет.

Братьям и сёстрам в семье приходится делить любовь, внимание родителей. Это битва «за ресурсы». Каждому хочется признания своей важности, ценности, личной уникальности. Каждый мечтает быть первенцом для своих родителей, первым в своей социальной среде. Единственным детям вроде бы проще — они уникальны по факту рождения, но и им приходится периодически воевать за ресурсы, за ощущение самоценности. На первых детей родители часто возлагают больше надежд, рассчитывая на воплощение в них своих несбывшихся мечтаний, а это не всегда соответствует способностям и желаниям самих детей. Им непросто найти своё место в семье и жизни, отделить свои желания от ожиданий родителей. Второму и последующему детям родители обычно дают чуть больше свободы, но и им приходится искать в семье ниши, не занятые братьями и сестрами.

Если семья теряет ребёнка в случае смерти (несчастный случай, болезнь, аборт, выкидыш) то, справляясь с потерей, часто, не осознавая этого, переносит свои ожидания на последующих детей, нагружая их своими фантазиями и иллюзиями. Тогда ребёнок, стоящий после потерянного в семейной системе, становится «замещающим» другого. Он уже как будто не сам по себе, а два в одном, он содержит потерянного ребёнка внутри себя. Ему приходится стараться и проживать жизнь за себя и за того, утраченного. Жизнь такими «замещающими» детьми воспринимается как огромная нагрузка и непосильная ноша. Часто только в длительной терапевтической работе им удается найти себя и избавиться от вины, депрессии и гиперответственности, мешающих им жить.

В тех семьях, где родители интенсивно конфликтуют между собой, детям приходится самостоятельно организовывать систему сдерживания и противовесов, чтобы проявить лояльность по отношению и к маме, и к папе. Они создают коалиции, присоединяясь, например, в семейных битвах к маме против папы, но при этом, подражая отцу, перенимают его интересы, чтобы поддержать с ним отношения и показать: я — твой ребёнок.

А бывает, что мама, неудовлетворённая отношениями со своим мужем, ищет поддержки в отношениях со своими детьми, неосознанно делая ребёнка «идеальным мужчиной для себя», помещая его на место своего мужа. Одна мама очень возмущалась, что её 9-летний сын настолько невоспитан, что не бросается к ней со всех ног, когда она приходит с работы, чтобы снять с неё пальто и расстегнуть сапоги. Она очень хотела, чтобы психолог на него повлиял в этом вопросе. Этот мальчик ел как взрослый мужчина, весил как взрослый мужчина, спал в маминой кровати, должен был заботиться о младшей сестре, но он не был взрослым мужчиной, а был несчастным маленьким мальчиком, у которого не было возможности просто почувствовать себя ребёнком. Зато такая возможность в этой семье была у младшей дочери. Только получалось, что символически она ребёнок мамы и… старшего брата, что тоже особенным образом сказывалось на ней и внутрисемейных отношениях. В этих сложных семейных системах детям не до поиска своего личного места в жизни, они тратят свою энергию на выживание.

Если дети чувствуют, что им недодают ощущения самоценности, или то место, которое они заняли, не соответствует их желаниям и возможностям, в семье между детьми начинается передел собственности. Жак Лакан, известный французский психоаналитик, говорил:

«Формирование человеческого мира как такового происходит в изначальном соперничестве, в смертельной схватке с другими».

Формирование личности и поиск себя неизбежно происходят в столкновениях с другими членами семьи, а также с чужими людьми. Сражение и ревность имеют и свое позитивное значение: дети сравнивают себя с другими, учатся взаимодействовать, и понимают «кто я такой», стучась, отталкиваясь от братьев и сестёр. Когда ребёнок нашел свою зону спокойствия и компетенции, родители принимают его таким, какой он есть, конфликты между детьми идут на спад. Зачем воевать за чужое место, если хорошо на своём? Но, увы, поиск своего места редко происходит без схватки, которую родителям непросто выдерживать.

Братья и сёстры в семье объединены одним важным обстоятельством: они дети для своих родителей. Они могут заботиться друг о друге, переживать, идентифицироваться друг с другом и ненавидеть друг друга за то, что им приходится делить с кем-то свою жизнь. Это такая ненависть и любовь в одном флаконе: не хочу быть с тобой, куда же ты ушел, я соскучился! У них одна мама, в них течёт кровь общего отца, они похожи друг на друга, у них есть глубокая родственная связь, это самые близкие друг к другу генетически люди. Но как в любых отношениях, эта связь не бывает безоблачной.

Повзрослев, братья и сёстры могут не перерасти свои детские обиды, не суметь справиться с чувствами зависти и ревности по отношению друг к другу, хотя давно уже пора закончить битву за ресурсы, они продолжают делить маму и папу, а потом и наследство, как игрушки или комнату в детстве. Так и не научившись договариваться, они просто становятся друг к другу предельно равнодушны, подавляя не принятые и не прожитые в детстве чувства.

Если детям достались достаточно мудрые родители, которые позволяют им образовать свой тайный или явный союз, свой отдельный мир, у братьев и сестёр появляются собственные секреты и правила жизни, отличные от родительских. Если их никто не заставляет дружить, но предоставляют возможность быть вместе, то эта кровная связь закрепляется, появляется ощущение единства и понимание, что брат или сестра лучше в каких-то областях, и я могу этому радоваться, гордиться ими. А я, в свою очередь, знаю, что я могу, где моя зона компетентности, это знает вся моя семья, меня поддерживают тогда, когда мне это нужно: теплом, словами, деньгами и любыми другими ресурсами.

Наверное, можно написать не одну книгу, чтобы рассказать, как хотя бы приблизиться к такому результату со своими детьми. Но в нашем формате можно предложить лишь несколько правил. Их легко прочитать, но очень непросто придерживаться.

  1. Сравнение детей друг с другом создаёт враждебную атмосферу между ними, даже если вы в сравнении указываете на достоинства ребёнка: «Ты всегда такой неаккуратный, не то что твоя сестра». Лучше сказать: «Я вижу, что на полу лежат рубашка, штаны, носки и тетрадки вперемешку. Мне это неприятно. Как ты думаешь, можно с этим что-то сделать?» Или: «Ты так здорово читаешь, а твой брат все никак не научится». Лучше сказать: «Я чувствую разницу. За последние два месяца ты стал читать намного быстрее и выразительнее. Похоже, ты много времени этому уделил».

  2. У вас разные дети, у них разные нужды, даже если они говорят, что им нужно одно и то же. Это одно и то же — мамина любовь, а не одинаковые игрушки. Например: «Мама, почему ты купила брату машинку. Я хочу такую же!» Вместо того, чтобы сказать: «Завтра мы пойдем и купим такую же тебе!», скажите: «Мне кажется, что тебе нравятся обычно другие игрушки. На следующей неделе мы сможем сходить и выбрать то, что тебе больше подойдёт».

  3. Уделяйте детям время не одинаково, а по потребностям. Объясняйте детям, почему вам необходимо сейчас уделить больше времени другому ребёнку. Расскажите, как и когда вы восстановите справедливость: «Сейчас я поменяю памперс малышу и покормлю его. Я должна быть спокойна, чтобы сделать это хорошо и быстро. Ты пока поиграй в своей комнате или рядом, но тихо. Я знаю, что ждать — это совсем непросто. Но как только я закончу, малыш сможет полежать на полу рядом с нами, а мы займемся с тобой твоей любимой игрой».

  4. В детских драках и разборках лучше не вставать ни на чью сторону и не говорить: «Прекратите немедленно драться и орать! Кто начал первый? Все по своим комнатам!» Лучше сказать: «Да, похоже, вы здорово разозлились друг на друга! Расскажите мне, что здесь произошло. Ого! То есть вы пока не нашли решение, как играть этой игрушкой вместе? Я попью кофе, а вы придумайте какой-нибудь справедливый выход».

Фото: sathyatripodi/pixabay.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
21 августа 2019
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
Первые месяцы в школе могут быть непростыми для ребёнка. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ему быстрее освоиться .
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.
Почему ребенок ведет себя как деспот? Исправляем ошибки воспитания
19 августа 2019
Почему ребенок ведет себя как деспот? Исправляем ошибки воспитания
Замечаете, что детские капризы превратились в затяжные истерики, а просьбы ребенка больше похожи на приказы? Кажется, дома у вас подрастает маленький тиран: сам ничего не делает, а только требует, требует… В какой момент вы допустили ошибки в его воспитании, и можно ли их теперь исправить? Советует психолог Мария Баулина.
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
19 августа 2019
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
Что важно успеть сделать до сентября? Не только купить форму и тетрадки, но и поговорить с ребенком о том, что он ждет от нового учебного года.
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
18 августа 2019
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
Как помочь ребенку меньше болеть и сохранить больше сил для учебы?
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
16 августа 2019
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
«Унесите малыша обратно?», предлагает дочка, неделю назад ставшая старшей сестрой. Но детская ревность вовсе не забавная - она доставляет всем членам семьи массу хлопот и напряжения, сказывается на атмосфере в семье. Что делать с детской ревностью, советует психолог Александра Кабалевская.
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
15 августа 2019
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
Современные родители так хотят создать своим детям идеальные условия и оградить от проблем, что иногда окружают их чрезмерной заботой. Какие признаки говорят о том, что вам стоит чуть ослабить объятия?
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
13 августа 2019
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
Еще не так давно левшей пытались подстроить под «правый» мир, переучивали, перекладывали карандаши и ложки из левой руки в правую. Но это не недостаток, а важная индивидуальная особенность! О чем важно помнить, если у вас растет ребенок с ведущей левой рукой, и как помочь ему справиться со сложностями, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
9 августа 2019
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
Какие дополнительные занятия не станут лишней нагрузкой для первоклассника, а будут ему интересны, помогут развить полезные навыки и познакомиться с перспективными профессиями будущего?
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
7 августа 2019
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
Мы уже внутренне приняли, что материнство приносит нам не только радость, но и огорчения. Но почему же мамы даже давно не новорожденных детей так сильно устают? Почему устают мамы, у которых есть помощники и организован быт? Почему мама и усталость чаще всего идут рука об руку, объясняет психолог Анна Скавитина.
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
5 августа 2019
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
Это не ваш ребенок разбил чашку - она сама выпрыгнула из его рук. А грязные следы на полу (с отпечатками кроссовка) оставил не он, а собака. Похоже, обвинить кого-то другого для него - привычный способ избежать вашего неодобрения. Что же делать?
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
31 июля 2019
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
Родители не всегда достаточно подробно разговаривают с детьми о деньгах. И это серьезная проблема, так как наши финансовая грамотность и благополучие, наши отношения с деньгами, хорошие привычки управления деньгами закладываются в детстве. Как это исправить, рассказывает психолог Анна Скавитина.
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
31 июля 2019
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
Чем больше вокруг детей - тем лучше и их словарный запас!