8 мая 2018

Что делать, если вам не хочется играть со своим ребенком


Дети растут, развиваются и приобретают новые навыки, взаимодействуя в форме игры сначала со взрослым, затем с другими детьми и с предметами окружающего мира. До определенного возраста игра — ведущий вид деятельности для ребенка, а мама или другой значимый взрослый — его главный товарищ по играм. Но что делать, если вам не особо интересно играть с ребенком? Действительно ли это серьезная проблема? На эти вопросы отвечает детский аналитический психолог Мария Куленкова.

Мария Куленкова, детский аналитический психолог
Мария Куленкова, детский аналитический психолог

Почему игра — это очень важно

Каждая мама хочет дать максимум возможного и полезного своему ребенку. Мир дошкольника — это мир игры, она для него важна и нужна. В процессе игры развивается мышление, внимание, память, воображение, речь, умение общаться, способность самовыражаться и творить.

Ребенка нужно учить играть, показывая ему, как это можно делать. Если мы играем с малышом через силу, потому что «так положено», мы не сможем включиться в игру эмоционально, увлечь своим интересом, показать ценность совместной деятельности. Но мы сможем дать своему ребенку внимание! Практика показывает, что даже 20 минут в день, выделенные родителями на игру с ребенком, положительно влияют на детско-родительские отношения, благоприятно сказываются на поведении малыша, его развитии и воспитании.

Играя с ребенком, мы даем ему ощущение принятия, включаемся в его переживания, что очень важно детям раннего возраста и старше, делимся с ним своими способами преодоления трудностей и решения задач. Это зарождает в формирующейся личности уверенность в себе, способность регулировать свои эмоции, справляться с переживаниями. Взрослый помогает разнообразить игру ребенка, тем самым развивая его воображение и самовыражение. Благодаря этому повышается способность растущего человека к адаптации в разных жизненных ситуациях.

И если мы отказываемся от игры с ребенком, мы лишаем его возможности развивать все вышеперечисленное. Мы усложняем его адаптацию к социуму, не способствуем его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Нам в дальнейшем сложнее выстраивать доверительные отношения с ребенком, находить взаимопонимание и способы поддержки маленькой личности.

Чему именно игры учат ребенка

Игра, казалось бы, самая простая, несет огромный вклад во всестороннее развитие психики ребенка. Так, играя в куклы, «дочки-матери», ребенок осмысляет отношения, учится взаимодействовать, выносит переживания из внутреннего мира вовне для нахождения новых моделей поведения.

Играя в войну или супергероев, спасателей, малыш учится выражать свою агрессию приемлемыми способами, отстаивать свое место в мире, удерживать собственные границы, проявляться по-новому, пробует свои силы, утверждает жажду жизни и свою способность выжить в пугающем мире.

Конструктор или кубики, строительство городов не только развивают мышление, воображение и пространственное восприятие, но и помогают структурировать накопленный опыт, выражают желание собрать себя, выстроить, учат справляться с неудачами.

Игра в магазин, в продавца и покупателя соединяет с собственными ценностями, внутренними и внешними: что я могу дать, что хочу получить; что умею, что есть у меня, а что у другого.

Игры с правилами способствуют развитию самоконтроля и саморегуляции поведения ребенка.

Почему вам стало неинтересно играть

Вы утратили интерес к играм с ребенком или у вас его в принципе не было? Причин может быть несколько.

Вы слишком взрослый человек

С одной стороны, это неумение родителя играть, ориентация на деловое, интеллектуальное общение с ребенком. С другой, это чрезмерная озабоченность бытовыми вопросами, когда действия вроде накормить, одеть, умыть выходят на первый план и воспринимаются как главные проявления любви и заботы.

Вы не принимаете ребенка в себе

Еще одной причиной нежелания мамы играть с ребенком может быть неприятное переживание собственной детскости. В игре нам нужно спускаться на уровень ребенка, соединяться со своей детской частью, это может рождать в нас ощущение слабости, бессилия или стыда, с которыми совсем не хочется сталкиваться.

Вы боитесь утратить контроль над ситуацией

Играя с ребенком, мы встречаемся с его эмоциями, чувствами — и иногда не знаем, что с этим делать. Это может быть и детская агрессия, и страхи, и чрезмерная требовательность. С детьми, проявляющими негативные эмоции, у родителей тоже может рождаться сопротивление по отношению к игре и эмоциональному контакту.

Но чаще всего нежелание играть с ребенком происходит из-за непонимания психологического смысла игры, ее значимости для развития и здоровья ребенка.

Важно понимать, почему игра с собственным ребенком рождает напряжение, какие чувства затрагивает. И если уровень тревоги все же слишком высок, если игра в тягость, можно найти другие способы общения с ребенком, а игру делегировать другим близким значимым взрослым, например папе или бабушке.


Как возродить интерес к игре

Если все же вам не хочется привлекать других родственников, если вы готовы играть с ребенком сами, попробуйте посмотреть на ситуацию по-другому: возможно, это поможет возродить интерес.

  • Играть становится интересно, когда понимаешь, что это несет более глубокий смысл, нежели простое развлечение, и развивает разные грани личности ребенка.

  • Вариантов игр много, можно попробовать найти то, что интересно именно вам. Вспомните, во что вы любили играть в детстве, попробуйте поиграть в эти игры со своим ребенком.

  • Не бойтесь выглядеть смешным в игре с ребенком, быть с ним на одном уровне, но оставайтесь эмоциональной опорой для него.

  • Именно в игре проявляется уникальность ребенка. И это шанс получше узнать собственного малыша, его интересы и качества характера.

  • Игра — это творческий процесс, можно попробовать внести в игру или обыграть то, что вас увлекает и мотивирует. Например, выберите себе персонаж, который непрерывно занимается спортом, если вы любитель фитнеса, или постройте свой спортклуб из кубиков, а можно поиграть в покупателя спортивного магазина.

Игра — это в первую очередь свобода самовыражения, радость и удовольствие от взаимодействия друг с другом, а не обязанность и наказ взрослым. Совместная деятельность с ребенком невероятно ценна! А выстроить и наполнить ее в каждом случае поможет живое творческое начало, которое есть в каждом родителе.

Читайте также:

Эти 5 игр сделают вашего ребенка добрее и заботливее

5 условий для формирования здоровой самооценки вашего ребенка

Братья и сестры: 4 простых правила, которые помогут вашим детям жить дружно

Фото: Yuganov Konstantin/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

Читайте также:
Зачем нужно мыть руки? (видео)
15 октября 2018
Зачем нужно мыть руки? (видео)
А вы моете руки после прогулки и перед едой?
Аппетитное творчество: 4 простых рецепта из программы «Завтрак на ура»
14 октября 2018
Аппетитное творчество: 4 простых рецепта из программы «Завтрак на ура»
Подборка питательных завтраков от Тутты Ларсен и её дочки Марфы.
Путешествие по вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
13 октября 2018
Путешествие по вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
Отвечает астрофизик Московского Планетария
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
11 октября 2018
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
Почему эмоции являются помощниками нашему разуму? Отвечают гости студии «О! Дети».
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
10 октября 2018
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
Обсуждаем тему в диалоге с психологом.
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
8 октября 2018
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
Почему эмоциональный интеллект называют одним из важнейших навыков будущего?
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
7 октября 2018
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
И есть ли эффект от ваших слов?
Чего нельзя делать, чтобы не растерять всех друзей (видео)
5 октября 2018
Чего нельзя делать, чтобы не растерять всех друзей (видео)
Ещё одно правило, которое должен знать каждый.
«Настраивайте на удовольствие от процесса»: гости программы «О! Дети» объясняют, как выбрать кружок для ребёнка
4 октября 2018
«Настраивайте на удовольствие от процесса»: гости программы «О! Дети» объясняют, как выбрать кружок для ребёнка
Как определить, какие у ребёнка есть способности? Отвечают гости студии «О! Дети».
Скоро в эфире новый выпуск «О! Дети»: что такое эмоциональный интеллект?
1 октября 2018
Скоро в эфире новый выпуск «О! Дети»: что такое эмоциональный интеллект?
Не пропустите прямой эфир 5 октября в 12:00
Как правильно хвалить ребёнка
28 сентября 2018
Как правильно хвалить ребёнка
Не все родители умеют это делать.
«Меньше говорите о школе»: гости программы «О! Дети» рассказывают, как помочь ребёнку учиться без стресса
27 сентября 2018
«Меньше говорите о школе»: гости программы «О! Дети» рассказывают, как помочь ребёнку учиться без стресса
Возможна ли школа без стресса? Отвечают гости студии «О! Дети».
Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими
26 сентября 2018
Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими
И почему это лучше сделать прямо сегодня.
О! Дети. Выпуск 7. Как выбрать кружок? (видео)
24 сентября 2018
О! Дети. Выпуск 7. Как выбрать кружок? (видео)
В гостях у Анны Шнайдер психолог Евгения Воробьёва и основательница детского продюсерского центра Диана Тевосова.