27 февраля 2019

Медленное воспитание в нашем быстром мире: утопия или реальность?

Многие из нас живут, бегая от работы к работе, а потом ещё дома доделывают то, что не успели сделать на предыдущих двух работах. Каждая минута жизни на счету, мы все боимся не успеть куда-нибудь добежать: в правильный детский сад, в хорошую школу или в институт на бюджетное место. Просто посидеть — это невообразимая и ничем не оправданная роскошь. Как можно несколько замедлить темп жизни и наслаждаться происходящими в ней событиями, рассказывает эксперт «О!», детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Однажды в Китае я увидела светящиеся окна в школах в 21.30 и спросила, что же там происходит. «Учатся», — ответили мне. Дети в школе с 6−7 утра и до позднего вечера; они встраиваются в эту гонку с 2−3 лет и до выхода на работу, вследствие чего почти у всех школьников младших классов уже испорчено зрение, они пользуются очками.

Да что Китай? В России гонка за мечтой о дальнейшей счастливой жизни тоже набирает обороты. Однако часто вместо этого мы получаем у себя и детей неврозы, разочарование и увеличение тревоги. Мир, в котором много делается для того, чтобы людям было удобно жить, становится всё более опасным, пугающим и тревожащим. Мы бежим за удобством, но так и не успеваем им воспользоваться, бежим сами и учим этому наших детей.

Slow life, или Медленная философия

Примерно 25 лет назад нашлись люди, которые решили немного замедлить темп жизни. Все наверняка знают, что итальянцы к каждой трапезе подходят как к серьёзному делу, и именно в Италии в городке Бра зародилось движение Slow Food [медленная еда. — англ.] вместо бесконечного фастфуда. Основателем уже международного движения является Карло Петрини, считающий, что нужно быть внимательным к тому, что и как ты ешь, как живёшь и о чём думаешь.

Его идею подхватили во многих странах мира, даже появился Международный институт медленности, созданный Гейром Бертелсеном, который с 1999 года работает над тем, как применять «медленную» философию ко всему, начиная от поедания пищи и заканчивая работой в крупных международных корпорациях. Основная идея Бертелсена заключается в том, что лучшие моменты в жизни и позитивные мысли могут прийти, только если человек сделает перерыв и оглядится.

Идеи Slow life очень просты, но многим оказывается трудно им следовать.

  1. Не торопись — и будешь всё успевать.
  2. Делай одно дело, не пытайся быть мультизадачным.
  3. Возьми тайм-аут перед тем, как принять важное решение.
  4. В выходные забудь про часы полностью, а в будни смотри на них реже.
  5. Спокойствие — главная ценность.
  6. Предпочитай местные продукты, а лучше выращивай их сам.
  7. Разговаривай и читай книги вдумчиво, вникая в каждую мысль.
  8. Не позволяй информации завалить тебя бесконтрольно.
  9. Выполняй работу, всё обдумывая.
  10. Работа должна вдохновлять и приносить радость. Это появится, если ты будешь наслаждаться ей, а не пытаться сделать побыстрее.
  11. Наслаждайся процессом, а не результатом.

В 1960-е — 1970-е гг. психолог Маршалл Розенберг и преподаватель Центра ненасильственной коммуникации Вильма Костетти в Италии разработали теорию «ненасильственного общения», или «эмпатической коммуникации», то есть постепенного создания привычки думать и говорить с эмпатией к другим людям, которая может появиться только с изменением культуры общества. Эта концепция является одним из базовых принципов «медленной жизни».

Движение Slow life [медленная жизнь. — англ.] прекрасно чувствует себя во многих странах, но с трудом приживается на российской почве.

«Сейчас все увлечены <…> полезной деятельностью. Времени на размышление или созерцание ни у кого не остаётся, само занятие созерцанием <…> воспринимается как потеря времени», — пишет философ Борис Гройс.

Известно, что наш мозг восстанавливается только тогда, когда у него есть время на ничегонеделание; он пользуется этим, чтобы переварить происходящее и поставить режим подзарядки. То есть это буквально ничего не делать: просто сидеть, любоваться садом, видом из окна или морем.

В книге «О любви. Настоящее мгновение прекрасно» вьетнамский монах Тит Нат Хан пишет о том, что ежедневная практика любви к человеку заключается не в подарках или навязчивой заботе, а в непрерывном физическом присутствии рядом с человеком. Любить — это в полной мере присутствовать душой рядом с человеком, не отвлекаться на себя или дела; наслаждаться самим фактом его присутствия в этом мире.

Slow parenting, или Концепция медленного воспитания

Существует и отдельное движение родителей Slow parenting [медленное воспитание. — англ.], выступающее против бесконечного производства гениев из собственных детей, поскольку постоянные занятия с утра до ночи перегревают их мозг, а также создают напряжение у стремящихся впихнуть в него всё, что только можно, родителей. Страшно даже представить себе, что ребёнок не будет ничего делать: он же обязательно что-нибудь устроит, впоследствии его будущее развалится. Таким образом родительство превращается в ад, а не в наслаждение материнством и отцовством.

Огромная нагрузка приводит к нарушению естественного развития ребёнка и вместо счастья ведёт к психологическим проблемам, нервным срывам и раннему выгоранию мотивации ребёнка к обучению и к жизни вообще. Если впихивать большие объёмы, которые мозг с трудом переваривает, то, скорее всего, в какой-то момент он просто откажется это делать.

В концепции медленного воспитания присутствуют обязательные каникулы без дополнительных занятий и кружков, когда ребёнок предоставлен сам себе, чтобы у него появилось время на переваривание информации, на скуку, на понимание того, что на самом деле он хочет. В результате у вас — отдохнувший ребёнок, довольный своей жизнью и вами. Восстанавливается мотивация к интересным самому ребёнку действиям, к познанию мира теми способами, которые привлекают ребёнка и соответствуют его психоэмоциональному развитию.

Если вы вдруг решитесь немного изменить своё родительство в сторону Slow parenting, для начала потренируйтесь на себе, а потом переходите к прямым изменениям в воспитании.

  1. Сядьте и посидите пять минут просто так. Обратите внимание на то, как часто вам хочется вскочить, схватить телефон или дать ценные указания ребёнку. Практикуйте несколько раз в день. Постепенно увеличивайте время, наслаждаясь изменениями своего состояния, которые очень быстро появятся.
  2. Сядьте вместе с ребёнком и составьте список, чем бы ему хотелось позаниматься с вами. Повесьте его на видное место и воплощайте, когда появится соответствующая возможность.
  3. Сядьте и смотрите, чем будет заниматься ребёнок без вашего участия, обязательно сообщив, что он может позвать вас, если это будет необходимо. Наблюдайте за ним — и вы многое узнаете про своего ребёнка.
  4. Если вы устали, а ребёнок очень хочет вашего внимания, выйдите на свежий воздух. На улице детям легче себя занять, а вы сможете любоваться ребёнком и происходящим. Учтите, если вы включите смартфон, ребёнок мгновенно потребует вашего внимания: дети очень не любят, когда взрослые занимаются несколькими делами одновременно в их присутствии.
  5. Если вы прогуливаетесь, то идите туда, куда интересно ребёнку. Примите его темп ходьбы — и вы почувствуете, что успокаиваетесь, а вместе с вами успокаивается и ребёнок. Обычно после таких прогулок дети хорошо засыпают, их сон спокоен.
  6. Выделяйте для себя время каждый день: хобби, массаж, маска для лица, чтение или принятие ванны, — всё, что угодно, поскольку это возможность для вашего восстановления. Вы нужны себе, ребёнку и миру довольным и спокойным человеком.
  7. Заведите себе «медленное» хобби: рисование фломастерами или маслом, приготовление новых, «медленных» блюд, медитации, вязание спицами или крючком, вышивание крестиком. Ваш ребёнок будет учиться не спешить рядом с вами.
  8. Приглашайте в гости и ходите сами, знакомьтесь с людьми на детской площадке, пляже или даче. Так вы показываете ребёнку, что общение с людьми — это ценность, своим примером учите его заводить друзей и поддерживать с ними тёплые отношения.

Когда вы придерживаетесь принципов «медленного» родительства, держите в голове, что делаете великое дело по выращиванию и воспитанию нового человека, которое совсем не любит спешки.

Читайте также:

Зачем нам обниматься?

Раннее развитие: что об этом думают гости программы «О! Дети»

6 факторов, которые формируют родительский невроз

Фото: Virales, fizkes, NadyaEugene/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу? 
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.