27 февраля 2019

Медленное воспитание в нашем быстром мире: утопия или реальность?

Многие из нас живут, бегая от работы к работе, а потом ещё дома доделывают то, что не успели сделать на предыдущих двух работах. Каждая минута жизни на счету, мы все боимся не успеть куда-нибудь добежать: в правильный детский сад, в хорошую школу или в институт на бюджетное место. Просто посидеть — это невообразимая и ничем не оправданная роскошь. Как можно несколько замедлить темп жизни и наслаждаться происходящими в ней событиями, рассказывает эксперт «О!», детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Однажды в Китае я увидела светящиеся окна в школах в 21.30 и спросила, что же там происходит. «Учатся», — ответили мне. Дети в школе с 6−7 утра и до позднего вечера; они встраиваются в эту гонку с 2−3 лет и до выхода на работу, вследствие чего почти у всех школьников младших классов уже испорчено зрение, они пользуются очками.

Да что Китай? В России гонка за мечтой о дальнейшей счастливой жизни тоже набирает обороты. Однако часто вместо этого мы получаем у себя и детей неврозы, разочарование и увеличение тревоги. Мир, в котором много делается для того, чтобы людям было удобно жить, становится всё более опасным, пугающим и тревожащим. Мы бежим за удобством, но так и не успеваем им воспользоваться, бежим сами и учим этому наших детей.

Slow life, или Медленная философия

Примерно 25 лет назад нашлись люди, которые решили немного замедлить темп жизни. Все наверняка знают, что итальянцы к каждой трапезе подходят как к серьёзному делу, и именно в Италии в городке Бра зародилось движение Slow Food [медленная еда. — англ.] вместо бесконечного фастфуда. Основателем уже международного движения является Карло Петрини, считающий, что нужно быть внимательным к тому, что и как ты ешь, как живёшь и о чём думаешь.

Его идею подхватили во многих странах мира, даже появился Международный институт медленности, созданный Гейром Бертелсеном, который с 1999 года работает над тем, как применять «медленную» философию ко всему, начиная от поедания пищи и заканчивая работой в крупных международных корпорациях. Основная идея Бертелсена заключается в том, что лучшие моменты в жизни и позитивные мысли могут прийти, только если человек сделает перерыв и оглядится.

Идеи Slow life очень просты, но многим оказывается трудно им следовать.

  1. Не торопись — и будешь всё успевать.
  2. Делай одно дело, не пытайся быть мультизадачным.
  3. Возьми тайм-аут перед тем, как принять важное решение.
  4. В выходные забудь про часы полностью, а в будни смотри на них реже.
  5. Спокойствие — главная ценность.
  6. Предпочитай местные продукты, а лучше выращивай их сам.
  7. Разговаривай и читай книги вдумчиво, вникая в каждую мысль.
  8. Не позволяй информации завалить тебя бесконтрольно.
  9. Выполняй работу, всё обдумывая.
  10. Работа должна вдохновлять и приносить радость. Это появится, если ты будешь наслаждаться ей, а не пытаться сделать побыстрее.
  11. Наслаждайся процессом, а не результатом.

В 1960-е — 1970-е гг. психолог Маршалл Розенберг и преподаватель Центра ненасильственной коммуникации Вильма Костетти в Италии разработали теорию «ненасильственного общения», или «эмпатической коммуникации», то есть постепенного создания привычки думать и говорить с эмпатией к другим людям, которая может появиться только с изменением культуры общества. Эта концепция является одним из базовых принципов «медленной жизни».

Движение Slow life [медленная жизнь. — англ.] прекрасно чувствует себя во многих странах, но с трудом приживается на российской почве.

«Сейчас все увлечены <…> полезной деятельностью. Времени на размышление или созерцание ни у кого не остаётся, само занятие созерцанием <…> воспринимается как потеря времени», — пишет философ Борис Гройс.

Известно, что наш мозг восстанавливается только тогда, когда у него есть время на ничегонеделание; он пользуется этим, чтобы переварить происходящее и поставить режим подзарядки. То есть это буквально ничего не делать: просто сидеть, любоваться садом, видом из окна или морем.

В книге «О любви. Настоящее мгновение прекрасно» вьетнамский монах Тит Нат Хан пишет о том, что ежедневная практика любви к человеку заключается не в подарках или навязчивой заботе, а в непрерывном физическом присутствии рядом с человеком. Любить — это в полной мере присутствовать душой рядом с человеком, не отвлекаться на себя или дела; наслаждаться самим фактом его присутствия в этом мире.

Slow parenting, или Концепция медленного воспитания

Существует и отдельное движение родителей Slow parenting [медленное воспитание. — англ.], выступающее против бесконечного производства гениев из собственных детей, поскольку постоянные занятия с утра до ночи перегревают их мозг, а также создают напряжение у стремящихся впихнуть в него всё, что только можно, родителей. Страшно даже представить себе, что ребёнок не будет ничего делать: он же обязательно что-нибудь устроит, впоследствии его будущее развалится. Таким образом родительство превращается в ад, а не в наслаждение материнством и отцовством.

Огромная нагрузка приводит к нарушению естественного развития ребёнка и вместо счастья ведёт к психологическим проблемам, нервным срывам и раннему выгоранию мотивации ребёнка к обучению и к жизни вообще. Если впихивать большие объёмы, которые мозг с трудом переваривает, то, скорее всего, в какой-то момент он просто откажется это делать.

В концепции медленного воспитания присутствуют обязательные каникулы без дополнительных занятий и кружков, когда ребёнок предоставлен сам себе, чтобы у него появилось время на переваривание информации, на скуку, на понимание того, что на самом деле он хочет. В результате у вас — отдохнувший ребёнок, довольный своей жизнью и вами. Восстанавливается мотивация к интересным самому ребёнку действиям, к познанию мира теми способами, которые привлекают ребёнка и соответствуют его психоэмоциональному развитию.

Если вы вдруг решитесь немного изменить своё родительство в сторону Slow parenting, для начала потренируйтесь на себе, а потом переходите к прямым изменениям в воспитании.

  1. Сядьте и посидите пять минут просто так. Обратите внимание на то, как часто вам хочется вскочить, схватить телефон или дать ценные указания ребёнку. Практикуйте несколько раз в день. Постепенно увеличивайте время, наслаждаясь изменениями своего состояния, которые очень быстро появятся.
  2. Сядьте вместе с ребёнком и составьте список, чем бы ему хотелось позаниматься с вами. Повесьте его на видное место и воплощайте, когда появится соответствующая возможность.
  3. Сядьте и смотрите, чем будет заниматься ребёнок без вашего участия, обязательно сообщив, что он может позвать вас, если это будет необходимо. Наблюдайте за ним — и вы многое узнаете про своего ребёнка.
  4. Если вы устали, а ребёнок очень хочет вашего внимания, выйдите на свежий воздух. На улице детям легче себя занять, а вы сможете любоваться ребёнком и происходящим. Учтите, если вы включите смартфон, ребёнок мгновенно потребует вашего внимания: дети очень не любят, когда взрослые занимаются несколькими делами одновременно в их присутствии.
  5. Если вы прогуливаетесь, то идите туда, куда интересно ребёнку. Примите его темп ходьбы — и вы почувствуете, что успокаиваетесь, а вместе с вами успокаивается и ребёнок. Обычно после таких прогулок дети хорошо засыпают, их сон спокоен.
  6. Выделяйте для себя время каждый день: хобби, массаж, маска для лица, чтение или принятие ванны, — всё, что угодно, поскольку это возможность для вашего восстановления. Вы нужны себе, ребёнку и миру довольным и спокойным человеком.
  7. Заведите себе «медленное» хобби: рисование фломастерами или маслом, приготовление новых, «медленных» блюд, медитации, вязание спицами или крючком, вышивание крестиком. Ваш ребёнок будет учиться не спешить рядом с вами.
  8. Приглашайте в гости и ходите сами, знакомьтесь с людьми на детской площадке, пляже или даче. Так вы показываете ребёнку, что общение с людьми — это ценность, своим примером учите его заводить друзей и поддерживать с ними тёплые отношения.

Когда вы придерживаетесь принципов «медленного» родительства, держите в голове, что делаете великое дело по выращиванию и воспитанию нового человека, которое совсем не любит спешки.

Читайте также:

Зачем нам обниматься?

Раннее развитие: что об этом думают гости программы «О! Дети»

6 факторов, которые формируют родительский невроз

Фото: Virales, fizkes, NadyaEugene/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
5 важных причин спать днём
15 марта 2019
5 важных причин спать днём
Не лишайте своих детей дневного сна!
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
8 марта 2019
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
Инструкция по воспитанию будущих королев.
Как привить ребёнку интерес и любовь к природе
25 февраля 2019
Как привить ребёнку интерес и любовь к природе
Воспитываем экологическое сознание.
Как воспитать настоящего мужчину
23 февраля 2019
Как воспитать настоящего мужчину
Семь советов, проверенных временем.
Зачем нам обниматься?
20 февраля 2019
Зачем нам обниматься?
Важность прикосновений, а также почему дети не всегда хотят обниматься «по заявкам трудящихся».
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
18 февраля 2019
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
Как научить сына отвечать за свои поступки.
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
16 февраля 2019
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
Главные причины ссор с одноклассниками и педагогами.
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
15 февраля 2019
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
Почему у малыша нет друзей и как их найти: рассуждает психолог.
Детская ревность: повод для тревоги или этап развития?
6 февраля 2019
Детская ревность: повод для тревоги или этап развития?
Разбираемся вместе с детским психологом.
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно
30 января 2019
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно
Что делать, если ребёнок боится спать один?