27 февраля 2019

Медленное воспитание в нашем быстром мире: утопия или реальность?

Многие из нас живут, бегая от работы к работе, а потом ещё дома доделывают то, что не успели сделать на предыдущих двух работах. Каждая минута жизни на счету, мы все боимся не успеть куда-нибудь добежать: в правильный детский сад, в хорошую школу или в институт на бюджетное место. Просто посидеть — это невообразимая и ничем не оправданная роскошь. Как можно несколько замедлить темп жизни и наслаждаться происходящими в ней событиями, рассказывает эксперт «О!», детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Однажды в Китае я увидела светящиеся окна в школах в 21.30 и спросила, что же там происходит. «Учатся», — ответили мне. Дети в школе с 6−7 утра и до позднего вечера; они встраиваются в эту гонку с 2−3 лет и до выхода на работу, вследствие чего почти у всех школьников младших классов уже испорчено зрение, они пользуются очками.

Да что Китай? В России гонка за мечтой о дальнейшей счастливой жизни тоже набирает обороты. Однако часто вместо этого мы получаем у себя и детей неврозы, разочарование и увеличение тревоги. Мир, в котором много делается для того, чтобы людям было удобно жить, становится всё более опасным, пугающим и тревожащим. Мы бежим за удобством, но так и не успеваем им воспользоваться, бежим сами и учим этому наших детей.

Slow life, или Медленная философия

Примерно 25 лет назад нашлись люди, которые решили немного замедлить темп жизни. Все наверняка знают, что итальянцы к каждой трапезе подходят как к серьёзному делу, и именно в Италии в городке Бра зародилось движение Slow Food [медленная еда. — англ.] вместо бесконечного фастфуда. Основателем уже международного движения является Карло Петрини, считающий, что нужно быть внимательным к тому, что и как ты ешь, как живёшь и о чём думаешь.

Его идею подхватили во многих странах мира, даже появился Международный институт медленности, созданный Гейром Бертелсеном, который с 1999 года работает над тем, как применять «медленную» философию ко всему, начиная от поедания пищи и заканчивая работой в крупных международных корпорациях. Основная идея Бертелсена заключается в том, что лучшие моменты в жизни и позитивные мысли могут прийти, только если человек сделает перерыв и оглядится.

Идеи Slow life очень просты, но многим оказывается трудно им следовать.

  1. Не торопись — и будешь всё успевать.
  2. Делай одно дело, не пытайся быть мультизадачным.
  3. Возьми тайм-аут перед тем, как принять важное решение.
  4. В выходные забудь про часы полностью, а в будни смотри на них реже.
  5. Спокойствие — главная ценность.
  6. Предпочитай местные продукты, а лучше выращивай их сам.
  7. Разговаривай и читай книги вдумчиво, вникая в каждую мысль.
  8. Не позволяй информации завалить тебя бесконтрольно.
  9. Выполняй работу, всё обдумывая.
  10. Работа должна вдохновлять и приносить радость. Это появится, если ты будешь наслаждаться ей, а не пытаться сделать побыстрее.
  11. Наслаждайся процессом, а не результатом.

В 1960-е — 1970-е гг. психолог Маршалл Розенберг и преподаватель Центра ненасильственной коммуникации Вильма Костетти в Италии разработали теорию «ненасильственного общения», или «эмпатической коммуникации», то есть постепенного создания привычки думать и говорить с эмпатией к другим людям, которая может появиться только с изменением культуры общества. Эта концепция является одним из базовых принципов «медленной жизни».

Движение Slow life [медленная жизнь. — англ.] прекрасно чувствует себя во многих странах, но с трудом приживается на российской почве.

«Сейчас все увлечены <…> полезной деятельностью. Времени на размышление или созерцание ни у кого не остаётся, само занятие созерцанием <…> воспринимается как потеря времени», — пишет философ Борис Гройс.

Известно, что наш мозг восстанавливается только тогда, когда у него есть время на ничегонеделание; он пользуется этим, чтобы переварить происходящее и поставить режим подзарядки. То есть это буквально ничего не делать: просто сидеть, любоваться садом, видом из окна или морем.

В книге «О любви. Настоящее мгновение прекрасно» вьетнамский монах Тит Нат Хан пишет о том, что ежедневная практика любви к человеку заключается не в подарках или навязчивой заботе, а в непрерывном физическом присутствии рядом с человеком. Любить — это в полной мере присутствовать душой рядом с человеком, не отвлекаться на себя или дела; наслаждаться самим фактом его присутствия в этом мире.

Slow parenting, или Концепция медленного воспитания

Существует и отдельное движение родителей Slow parenting [медленное воспитание. — англ.], выступающее против бесконечного производства гениев из собственных детей, поскольку постоянные занятия с утра до ночи перегревают их мозг, а также создают напряжение у стремящихся впихнуть в него всё, что только можно, родителей. Страшно даже представить себе, что ребёнок не будет ничего делать: он же обязательно что-нибудь устроит, впоследствии его будущее развалится. Таким образом родительство превращается в ад, а не в наслаждение материнством и отцовством.

Огромная нагрузка приводит к нарушению естественного развития ребёнка и вместо счастья ведёт к психологическим проблемам, нервным срывам и раннему выгоранию мотивации ребёнка к обучению и к жизни вообще. Если впихивать большие объёмы, которые мозг с трудом переваривает, то, скорее всего, в какой-то момент он просто откажется это делать.

В концепции медленного воспитания присутствуют обязательные каникулы без дополнительных занятий и кружков, когда ребёнок предоставлен сам себе, чтобы у него появилось время на переваривание информации, на скуку, на понимание того, что на самом деле он хочет. В результате у вас — отдохнувший ребёнок, довольный своей жизнью и вами. Восстанавливается мотивация к интересным самому ребёнку действиям, к познанию мира теми способами, которые привлекают ребёнка и соответствуют его психоэмоциональному развитию.

Если вы вдруг решитесь немного изменить своё родительство в сторону Slow parenting, для начала потренируйтесь на себе, а потом переходите к прямым изменениям в воспитании.

  1. Сядьте и посидите пять минут просто так. Обратите внимание на то, как часто вам хочется вскочить, схватить телефон или дать ценные указания ребёнку. Практикуйте несколько раз в день. Постепенно увеличивайте время, наслаждаясь изменениями своего состояния, которые очень быстро появятся.
  2. Сядьте вместе с ребёнком и составьте список, чем бы ему хотелось позаниматься с вами. Повесьте его на видное место и воплощайте, когда появится соответствующая возможность.
  3. Сядьте и смотрите, чем будет заниматься ребёнок без вашего участия, обязательно сообщив, что он может позвать вас, если это будет необходимо. Наблюдайте за ним — и вы многое узнаете про своего ребёнка.
  4. Если вы устали, а ребёнок очень хочет вашего внимания, выйдите на свежий воздух. На улице детям легче себя занять, а вы сможете любоваться ребёнком и происходящим. Учтите, если вы включите смартфон, ребёнок мгновенно потребует вашего внимания: дети очень не любят, когда взрослые занимаются несколькими делами одновременно в их присутствии.
  5. Если вы прогуливаетесь, то идите туда, куда интересно ребёнку. Примите его темп ходьбы — и вы почувствуете, что успокаиваетесь, а вместе с вами успокаивается и ребёнок. Обычно после таких прогулок дети хорошо засыпают, их сон спокоен.
  6. Выделяйте для себя время каждый день: хобби, массаж, маска для лица, чтение или принятие ванны, — всё, что угодно, поскольку это возможность для вашего восстановления. Вы нужны себе, ребёнку и миру довольным и спокойным человеком.
  7. Заведите себе «медленное» хобби: рисование фломастерами или маслом, приготовление новых, «медленных» блюд, медитации, вязание спицами или крючком, вышивание крестиком. Ваш ребёнок будет учиться не спешить рядом с вами.
  8. Приглашайте в гости и ходите сами, знакомьтесь с людьми на детской площадке, пляже или даче. Так вы показываете ребёнку, что общение с людьми — это ценность, своим примером учите его заводить друзей и поддерживать с ними тёплые отношения.

Когда вы придерживаетесь принципов «медленного» родительства, держите в голове, что делаете великое дело по выращиванию и воспитанию нового человека, которое совсем не любит спешки.

Читайте также:

Зачем нам обниматься?

Раннее развитие: что об этом думают гости программы «О! Дети»

6 факторов, которые формируют родительский невроз

Фото: Virales, fizkes, NadyaEugene/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
6 мая 2019
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
Медвежонок, кукла или машинка могут стать вашими помощниками в воспитании.
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
1 мая 2019
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
Отвечает психолог Анна Скавитина.
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
29 апреля 2019
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Сила, уверенность в себе и джентльменские качества — вот что дают танцы.
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
26 апреля 2019
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
Помогите ребёнку заговорить правильно!
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
19 апреля 2019
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
Чтобы управлять эмоциями, нужно их признать.
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
17 апреля 2019
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
Он может делать это сам!
5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям
15 апреля 2019
5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям
Что может быть лучше, чем бегать на свежем воздухе вместе с друзьями!
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
10 апреля 2019
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
Вся правда о мультиках нашего детства.
6 причин, почему наши дети не любят читать
2 апреля 2019
6 причин, почему наши дети не любят читать
Разбираем сложную тему с детским психологом.