13 августа 2019

Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?

Еще не так давно левшей пытались подстроить под «правый» мир, переучивали, перекладывали карандаши и ложки из левой руки в правую. Но это не недостаток, а важная индивидуальная особенность! О чем важно помнить, если у вас растет ребенок с ведущей левой рукой, и как помочь ему справиться со сложностями, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Повезло ли левшам?

Я — левша, моя мама и мамина мама — левши. Это значит, что мы предпочитаем использовать левую руку, если нужно что-нибудь сделать или показать эмоциональный жест. Нас в мире около 15 процентов. Но в некоторых регионах левшей до 40 процентов, например, на Дальнем Востоке и в Калифорнии. И это значит, что наше ведущее полушарие — правое. Оно же отвечает за эмоции, творчество и образное восприятие мира. Большая часть человечества — правши, и у них доминирует левое полушарие, отвечающее за логику и знаки. На самом деле это не совсем так, потому что чистые типы встречаются редко!
В творческой сфере процент леворуких и амбидекстров — людей, у которых развита и левая и правая рука, достаточно велик, но среди представителей технических профессий преобладают правши. Левшей непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов. Например, бейсболистов, гольферов и боксеров, фехтовальщиков. А Национальное Бюро Экономических Исследований опубликовало доклад о превосходстве левшей над правшами. Как оказалось, выпускники высших учебных заведений, у которых более развита левая рука, зарабатывают на 13 — 21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники — правши. Наверное, потому, что им вечно приходится приспосабливаться к жизни в этом неудобном мире. Также выяснилось, что левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Но, к сожалению, и тех, кому обучение даётся с трудом, тоже непропорционально больше, чем среди правшей! Так что преимущество быть левшой очень относительное, и на самом деле не очень понятно, само ли «левшество» тут играет главную роль.

А вы точно правша?

На самом деле мир не делится жестко на правшей и левшей, и почти у всех людей ассиметричные профили предпочтения сторон. Составьте свой профиль и профиль ребёнка — наверняка узнаете что-то новое о себе и о нем:
1. Лево- и праворукость проявляется довольно рано. Уже до года вы можете обнаружить, что ребёнок предпочитает левую или правую руку. И это факт, который обычно все про себя знают. Но, как ни странно, не всегда замечают у своих детей.

2. Есть и лево- и правоногость, предпочтение левой или правой ноги. Как это определить: попробуйте посмотреть, какой ногой ребёнку удобнее пинать мяч, какая нога толчковая в прыжке, а если все встали на старт перед бегом, то какая нога у него впереди? Левоногие при ходьбе по бездорожью отклоняются вправо, так как шаг левой ноги у них длиннее, и наоборот. Очень полезное знание в лесу!

3. Ведущий левый или правый глаз. Вытяните руки вперёд, соедините их так, чтобы получилось окошко-прицел из пальцев. Теперь посмотрите на какую-то вещь через окошко двумя глазами. Если вы закрываете один глаз, и предмет уходит из поля зрения, значит этот глаз — ведущий. Это знание пригодится при занятиях разными видами спорта.

4. Ведущее ухо. Часто это то ухо, которым вы поворачиваетесь к источнику звука, если возможности равные. У правшей часто (примерно в 21% случаев) бывает левоухость. Левоухие люди более чувствительны, чем правоухие, к одновременным звукам с двух сторон. Если с одной стороны играет музыка, а с другой разговаривают люди, левоухие могут испытывать растерянность, беспокойство, некоторых даже начинает тошнить, они плохо запоминают информацию. Например, левоухие дети в классе: с одной стороны говорит учитель, с другой болтают одноклассники — левоухий ребёнок не услышит полностью ни того, ни другого! Выход: выбирать в классе крайние в ряду места, то есть так, чтобы звуки шли в одно ухо.

Так что есть как абсолютно разные левши, так и правши: желательно учитывать индивидуальный профиль человека, чтобы он использовал свои возможности наилучшим образом.

Переучить или помочь?

Вы, наверное, знаете, что в прошлом левшей пытались подстроить под «правый» мир, и переучивали, перекладывая ручку при письме и ложку во время еды из левой руки в правую. Считалось, что «левшество» — серьезный недостаток и для жизни в обществе, и в овладении ремеслом. То есть левша должен был развиваться так, как удобно обществу, а не в соответствии со своими физиологическими особенностями. Но даже для переученного левши левосторонний тип поведения остаётся естественным. И в момент сильных переживаний или при усталости левша возвращается к использованию левой руки. Известна даже история про левшу-парашютиста, который погиб, пытаясь безуспешно достать кольцо для раскрытия парашюта левой рукой.

Меня, как и многих детей моего поколения, тоже переучивали, но, пожалуй, это даже пошло мне на пользу: может быть, потому, что это не распространялось на все сферы моего развития. Меня научили писать в школе правой рукой, но рисовать я предпочитаю левой, потому что на уроках рисования кисточку никто в другую руку не перекладывал. Так что я — амбидекстр: могу пользоваться и правой и левой рукой почти одинаково. Но меня тоже раздражают вещи, приспособленные только для праворукого мира. Попробуйте надеть часы на правую руку и попытаться их завести. Я их просто никогда не ношу! А попробуйте засунуть левой рукой билетик в метрополитене? Левши часто чувствуют себя как Алиса в зазеркалье (кстати, ее автор Льюис Кэррол был левшой).

Существуют даже организации, которые объединяют левшей в разных странах, чтобы бороться за свои права, за то, чтобы профессиональные действия они могли выполнять не по стандартным условиям, а в удобном для левшей варианте.

Как учить левшу?

Сложности у левшей возникают и при обучении в школе, потому что праворукий мир, не осознавая этого, предлагает левшам методы обучения, далеко не всегда им подходящие. Именно поэтому и сложилось представление, что у левшей большие проблемы с обучением. Так, по статистике детей с проблемами обучения среди левшей в 2,5 раза больше, чем среди правшей. Но! На самом деле не доказана разница в интеллектуальных способностях у правшей и левшей, тем более, что чистых типов левшей или правшей не много. Есть особенности функционирования, которые чаще можно встретить у левшей: например, левши могут казаться медлительными в школьном обучении, хотя быстро соображают в обычных ситуациях, и часто начинают скучать, потому что готовы к большим объемам информации. Но они терпеть не могут изучать всё по частям — это слишком очевидно. А вот в стрессовых ситуациях они замедляются. Правши оценивают и читают слова «блоками», поэтому для них необходимо использовать фонетический подход (от части к целому), который преобладает в школе. Левши обучаются от целого к части, следуя дедуктивной методике, как Шерлок Холмс, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (методика Зайцева, система Занкова), фонетические транскрипции — это всё выглядит малопонятным и ненужным.

Общество и школа переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. В школе правополушарные предметы рассматриваются как не обязательные, не такие значимые: рисование, музыка, мифология. И преподаются во многих местах довольно формально. Известно, что креативность детей после того, как они начинают учиться в школе, не возрастает, а падает, что очевидно и задается перекосом в развитии левого полушария.

Для эффективного восприятия информации с доски левшам нужна светлая доска и темный мел, и чтобы все сидели полукругом, а правшам — наоборот: темная доска и светлый мел, и все сидят рядами за партами. Не так уж просто эти условия сочетать в одном классе! Но можно придумать варианты, чтобы потерь информации было меньше.

То, чего не хватает в школе, приходится компенсировать дома. Если особенности восприятия пространства и времени леворуким ребенком учтены, он усвоит все предметы так же, как и правша. Но и родителям, и учителям важно понимать, что часто левшам нужно больше времени для того, чтобы перевести материал на свой собственный язык мышления.

А кто из вас левша? У кого дети — левши? Расскажите об их особенностях. Особенно интересно сравнить, если в семье есть и левши, и правши!

Читайте также:

Ваш ребенок — интроверт: 5 признаков

Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Фото: Yulia Evstratenko, Sharomka, Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

Читайте также:
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
16 сентября 2019
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
Кажется, ребёнок уже вполне освоился в школе. Или нет? Понять, комфортно ли ему, как сложились отношения с одноклассниками и учителем, поможет рисунок. На что обратить внимание, рассказывает психолог Галина Смыслова.
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
13 сентября 2019
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
В пятницу, 13 сентября, большой праздник у всех сладкоежек и не только: День шарлоток и осенних пирогов. Скажите об этом ребенку - и он точно захочет приготовить что-нибудь эдакое. Специально для вас — подборка отличных детских книг, в которых можно найти и интересные рецепты, и любопытные факты о еде.
Как говорить с ребенком о безопасности? 5 советов
12 сентября 2019
Как говорить с ребенком о безопасности? 5 советов
Как начать с детьми разговор о правильном поведении на улице, около школы, в торговом центре? Как объяснить детям, на что важно обратить внимание, и чего делать нельзя? Вот полезные рекомендации от Школы безопасности «Стоп Угроза»: запоминайте!
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
6 сентября 2019
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
Как научить ребенка читать уверенно, бегло, правильно? Заинтересовать и увлечь! Предлагаем подборку игр от педагога, инструктора по скорочтению и развитию памяти Гюзель Абдуловой.
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу? 
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту
3 сентября 2019
Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту
Ребёнок пошел в школу, учится отвечать за себя и решать многие проблемы самостоятельно. А как обстоят дела с финансами? Готов ли ученик младших классов распоряжаться карманными деньгами и продумывать расходы? Спросим у эксперта — консультанта по финансовой грамотности Анны Деньгиной
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
29 августа 2019
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
Помогут словесные игры, обсуждение прочитанного. А вот спешка — только повредит!
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
7 важных вещей, которые надо сделать родителям первоклассника до 1 сентября
27 августа 2019
7 важных вещей, которые надо сделать родителям первоклассника до 1 сентября
Ребёнок вот-вот пойдет в школу. Волнуетесь? Еще бы! Напоминаем о простых, но очень важных делах, которые требуют внимания: вот список.
«Секретики» и еще четыре детские игры для улицы
26 августа 2019
«Секретики» и еще четыре детские игры для улицы
26 августа отмечаем День устраивания секретиков! Вспомнили, как играть в «Секретики» - и еще несколько уличных игр для компании детей.
Почему в первом классе трудно?  4 причины для сложностей в адаптации
25 августа 2019
Почему в первом классе трудно? 4 причины для сложностей в адаптации
Почему почти каждый первоклассник сталкивается с трудностями в школе? Как понять, почему ребенку сложно, и чем ему помочь?