16 сентября 2019

Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок

Кажется, ребёнок уже вполне освоился в школе. Или нет? Понять, комфортно ли ему, как сложились отношения с одноклассниками и учителем, поможет рисунок. На что обратить внимание, рассказывает психолог Галина Смыслова.

Галина Смыслова, психолог, психотерапевт Единого реестра психотерапевтов Европы, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Галина Смыслова, психолог, психотерапевт Единого реестра психотерапевтов Европы, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги

На все расспросы ваш первоклассник отвечает «да нормально, нормально», но вот что-то в его поведении вызывает у вас смутное беспокойство. Но чем больше вопросов задает тревожный родитель, тем угрюмее становится ребёнок. Деликатно выяснить, какие чувства вызывает у него школа, учёба и как ему обстановка в классе, можно с помощью рисунка.

С чего начнём?

Задание: попросите сына или дочку нарисовать картину «Я в школе» — именно так, в широком смысле. Не давайте дополнительных указаний вроде «нарисуй учителя, доску и глобус, и добавь одноклассника, с которым сидишь рядом». Важно, чтобы сюжет выбрал сам художник.
Что используем: обычную бумагу и цветные карандаши. Почему карандаши? Рисовать красками технически сложнее, а значит, на рисунке будет меньше говорящих деталей. Фломастеры — яркие и удобные, но опять же не дают возможности оценить нажим, штриховку. Так что карандаши — то, что подходит лучше всего.
Дайте ребёнку спокойно порисовать, не стойте рядом и не ждите результата, позвольте поразмышлять и пофантазировать. Вот когда он скажет: «Готово!», — тогда и попросите посмотреть.

На что обратить внимание?

Палитра — она передает общее настроение рисунка

  • Светлые, приятные глазу тона говорят о том, что ребёнку комфортно в новом статусе ученика. Чем больше ярких оттенков использовано, тем лучше: ему действительно интересно учиться, он полон энтузиазма.
  • Тёмные, мрачные краски, грязные оттенки дают понять, что ваш первоклассник эмоционально угнетён, находится в стрессе от таких крутых перемен и нового ритма жизни.

Место действия

  • Нарисован школьный класс. Это хороший признак: ребёнок в принципе настроен на учёбу и понимает, где здесь происходят главные события, на чём нужно сосредотачиваться.
  • Изображен двор, коридор, спортивный зал, столовая — художнику не очень-то интересны уроки: ему больше хочется играть и общаться (или вообще пробовать булочки), а не проводить время за учебником.

Герои и сюжет

  • Сам художник: чем он занят? Если он, например, отвечает у доски, читает — то есть как-то участвует в учебном процессе, — это хороший признак: значит, он уже втянулся в учебу, заниматься ему интересно. Просто сидит за партой (при этом не пишет, не читает) или стоит? Значит, пока он не очень-то понял, зачем люди ходят в школу. Просто мама его туда отправила, потому что «так надо». Он повернут к вам лицом, улыбается — адаптация прошла успешно, за его эмоциональное состояние можно не беспокоиться. Стоит спиной? — вероятно, он растерян, немного не в своей тарелке, испытывает смешанные чувства, с которыми трудно справиться.
  • Учитель. Если он изображен на картине, значит, ребёнок понимает, какую важную роль играет педагог. Фигура заметно крупнее, массивнее, чем у других персонажей, — для ребёнка это авторитетный человек. Конечно, если учитель занимает половину листа — это уже может указывать на давление (или высокую тревожность ребёнка). А какое выражение лица? Оно может быть и не очень добрым. — ваш первоклассник переживает о том, какое впечатление производит, и склонен остро вопринимать недовольство учителя, винить себя в плохом поведении.
  • Одноклассники. Если они улыбаются, что-то обсуждают, рисуют, играют вместе —обстановка в классе приятная, ребёнок освоился и вписался в новый коллектив.
  • На рисунке нет ни учителя, ни одноклассников — школа для ребёнка пока своего рода «ссылка», повинность. Здесь ему неуютно, он чувствует себя чужим, не понимает, как общаться с окружающими.

Дополнительные детали

  • Карты и портреты на стене, электронная доска, стопка учебников, тетради — любые атрибуты школьной жизни, дополняющие шедевр, дают понять, что ребёнок мотивирован учиться, внимателен к деталям.
  • Пустое помещение, фигуры словно висят в воздухе — дистанцируется от учебы, не хочет «впускать» школу в свою жизнь. (По похожему принципу действуют взрослые, когда предпочитают не видеть и не слышать того, что им неприятно. Вот и ребёнок «не замечает» ни учителя, ни класса.

Если на рисунке много штриховки, исправлений, перечеркиваний — художник переживает, не уверен в себе.

Что делать?

Если несколько признаков указывают на то, что адаптация происходит не слишком благополучно, это еще не повод немедленно переводить ребёнка в другую школу или бежать жаловаться директору. На то, чтобы освоиться, нужно время.
Спокойно обсудите с ребёнком его картину: попросите подробнее описать сюжет, что за ребята изображены, кто чем занят, что делает учитель. Поскольку это не «серьезный» разговор с мамой, а просто обсуждение рисунка, то можно рассчитывать на большую откровенность. Вместе подумайте, что именно вызывает трудности и как можно с ними справиться.

Будьте внимательнее, разговаривайте, слушайте сына или дочку, обязательно хвалите за первые успехи (в том числе и маленькие). Ваша поддержка придаст уверенности и поможет быстрее адаптироваться.
Через какое-то время — через месяц, например, — можно снова попросить нарисовать картинку на ту же тему и посмотреть, как изменилось отношение ребёнка.

Читайте также:

Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?

Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?

Как научить ребенка правильному отношению к оценкам

Фото: ClaudioValdes; EyeSeeMicrostock; HelenField/Shutterstock

Читайте также:
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
8 октября 2019
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
7 октября 2019
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын, дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
Как отмечают День учителя в разных странах
4 октября 2019
Как отмечают День учителя в разных странах
7 интересных фактов об этом празднике.
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
2 октября 2019
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
10 октября в этом столичном музее открывается масштабная выставка «Импрессионизм и испанское искусство». В рамках ее подготовлена и просветительская программа для детей.
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
27 сентября 2019
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
Собаки слушают сказки? Да, и не только их! И помогают детям по-настоящему увлечься чтением.
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
26 сентября 2019
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
В три года малыши еще только учатся общаться, а в пять уже с гордостью говорят вам «Смотри, вот мой друг!» - даже если с «другом» только что познакомился. 26 сентября отмечаем День встречи со старыми друзьями: как научить ребенка ценить дружбу?
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Как сделать родительские чаты действительно полезными: 9 советов
24 сентября 2019
Как сделать родительские чаты действительно полезными: 9 советов
Один чат школьный, один садиковский, один от спортивной секции... В скольких родительских группах вы состоите? Могут ли они принести пользу, или это только трата родительских сил и времени? Разбираемся!
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
23 сентября 2019
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
Популярный детский писатель и многодетный папа рассказал, зачем детям читать и как привить им интерес к книгами, — специально для вас.