«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
18:30
«Царевны». Мультсериал
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
21:30
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
23:00
«Смешарики». Мультсериал

Как развить критическое мышление у детей?

Большинство из нас ни дома, ни в школе не учили критическому мышлению — умению собирать, анализировать информацию и принимать на основе этого решения. Между тем, как любой навык, критическое мышление можно успешно развивать. Как это правильно делать и для чего, рассказывают эксперты «О!».

Любовь Григорович, заведующая кафедрой психологии образования Московского института психоанализа, доктор психологических наук, профессор, рассказывает, что «критическое мышление — важная часть интеллектуального и социального развития ребёнка. Оно позволяет ориентироваться в мире человеческих отношений и принимать решения, которое помогают идти вперёд. Отечественная психологическая школа, в первую очередь, школа Николая Евгеньевича Вераксы, говорит о том, что у ребёнка в 4,5−5 лет появляется способность к диалектическому мышлению. Это одна из форм критического мышления, то есть и именно в этом возрасте можно приступать к его развитию. В 4,5−5 лет ребёнок способен увидеть плюсы и минусы ситуации. До этого возраста он всё воспринимает как положительное или как помечают родители. Чтобы сформировать критическое мышление, родителям нужно показывать, что у всех явлений, кроме нравственных установок, есть свои плюсы и минусы. Нельзя оценивать ситуации только с одной стороны. Возьмем стандартный жизненный пример: ребенок мечтает о собаке. Этот вопрос рано или поздно поднимается в любой семье. Когда ребенок хочет, он видит только плюсы. Родитель как раз должен уравновесить ситуацию минусами. Например, объяснить, что появление собаки повлечет проблемы — с ней нужно гулять в любую погоду, все будут переживать, если она заболеет, и т. д. Понятно, что многие семьи принимают решение завести собаку, но не потому, что они так захотели, а потому что взвесили плюсы и минусы. И поняли, что плюсов больше.

Важно говорить ребенку, что одно и то же решение бывает как положительным, так и отрицательным в разных ситуациях. Например, известно, что перебивать взрослых плохо, и ребенок должен это понимать. Но он должен и высказывать свою точку зрения, когда ситуация этого требует. Чтобы разбираться, когда и как стоит поступить, нужно обладать критическим мышлением.

Для развития критического мышления можно использовать методику ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. Она основана писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером и его коллегами еще в середине прошлого века. Эта технология обучает творчеству и развивает креативное мышление, но подходит и для критического. В задачах ТРИЗ нет единственно правильного ответа, и ищется он на основе противоречий.


Конечно, встречаются дети, которые изначально ко всему относятся негативно. Такие маленькие пессимисты. Как правило, это продиктовано родительскими установками или воспитанием бабушек и дедушек. В силу возраста они часто говорят про опасности, риски, проблемы, и ребенок начинает подражать. Обычно до 7 лет своим поведением дети «зеркалят» взрослых. Такие случаи не имеют отношение к критическому мышлению. Критическое мышление, как раз наоборот, — здоровое мышление, мышление баланса".
«Если ребенку интересно докапываться до сути вопроса — значит, он уже мыслит критически и по-научному. В этом талант родителя и педагога — заинтересовать.

Существует такой феномен, что «первая информация принимается нами за истину». Именно из-за этого люди иногда так ревностно относятся к своему мнению, даже если оно ошибочно и сто раз опровергнуто. Взрослому тоже важно оставлять свой разум открытым, быть готовым изменить свое мнение.

С детьми это можно делать в игровой форме, без категорических утверждений, а просто предложив проверить источники. Очень важно объяснить ребенку, что не знать что-то — это нормально. Ребенок не должен бояться задавать вопросы, а родитель — пользоваться этим и вместе искать ответ", — считает фундаментальный аналитик Дмитрий Нова, автор и ведущий канала по фундаментальному мышлению.
Приемы, которые можно использовать для развития критического мышления, советует Елена Бочкина, педагог-психолог, эксперт оценки качества дошкольного образования. Начать можно с простых упражнений.
Что бывает одновременно?
По дороге в детский сад или дома можно задавать ребенку вопросы, на которые нет однозначного ответа. Например, такие:
• Что движется, и не движется одновременно? (человек, стоящий на движущемся эскалаторе)
• Что бывает и черным, и белым одновременно? (серый или зебра)
Упражнение поможет ребенку научится анализировать ситуацию и находить существенные признаки, которые есть у двух противоположностей и объединить их в своем ответе. Если ребенок испытывает трудности, можно помочь ему наводящими вопросами.
Стоп игра
Если ребенку трудно решить испытывает затруднение в процессе решения поставленной задачи, то вам необходимо остановить его и попросить посмотреть на ситуацию по-другому. Можно спросить у ребенка:
Как ты думаешь, как бы решил эту проблему супергерой — волшебник, папа, сказочный персонаж? Нужно предложить ребенку несколько вариантов героев, чтобы он сам выбрал подходящего, а заодно и отвлекся от неудачи.
Этот прием поможет ребенку осознать, что у одной проблемы может существовать несколько вариантов решения и не стоит зацикливаться на одном из них.


Разрешите ребенку выбирать
Совершая самостоятельный выбор (иногда в мелочах — выбор шоколадки или футболки), ребенок учится самостоятельно анализировать ситуацию и понимать, что ему действительно нравится.
Если случится это, то…
Поиграйте с ребенком в игру, где нужно придумать несколько вариантов продолжения одной и той же ситуации. Например:
Если мы попадем на необитаемы остров, то…
Если ты получишь мешок шоколада, то…
Ребенок может давать не только серьезные, но и шуточные ответы. Это поможет развить не только его критическое мышление, но и чувство юмора.
Анастасия Екушевская, кандидат философских наук, психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart предлагает еще несколько вариантов:
Найдите два текста на одну и ту же тему. Разберите, как авторы раскрывают тему, чем различаются их аргументы, на какие исследования они ссылаются. Это упражнение научит ребёнка всегда составлять собственное мнение и поможет не поддаваться влиянию рекламы в интернете.
Поиграйте с ребёнком в учёного. Дайте ему утверждение, которое нужно доказать с помощью как минимум трёх аргументов. Например, люди не могут жить вне общества. Почему?
1. Человек — существо социальное
2. Человеку важно чувствовать себя нужным и к чему‑то причастным
3. Навыки и таланты невозможно реализовать вне общества
Поиграйте в «Факт или мнение». Возьмите статью, где авторы высказывают свои предположения, и попросите определить, где факт, а где мнение.
Составьте список того, что вы знаете и что вам неизвестно о каком‑нибудь объекте. Возьмите, к примеру, слона в зоопарке. Вы знаете, что это млекопитающее, оно имеют серый окрас и живёт в Индии. Но вы понятия не имеете, чем слоны питаются и сколько лет в среднем живут. Благодаря этому упражнению ребёнок осознаёт, сколько всего мы можем не знать о вроде бы всем известном объекте. А значит, важно проверять всё, что говорят вокруг, а не принимать это на веру.

Читайте также:

Развитие дошкольника: 7 вопросов для проверки

Как развивать чувство юмора у детей

Книги, которые научат дошкольников лучше разбираться в эмоциях

Фото: ru.freepik.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти