26 июля 2017

«Мама, уйди, мультики только для детей сделали»: психолог Анна Скавитина о том, зачем смотреть телевизор всей семьей

За последние 10 лет телевизор из важнейшего элемента семейного досуга и основного источника информации превратился в неприятеля, проводить время вместе с которым родители не стремятся. А зря! Наш эксперт, психолог Анна Скавитина, объясняет, почему смотреть фильмы и телепередачи всей семьей полезно для детей.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Вспомните дом своего детства. Где там стоял телевизор? Еще не так давно он был центром семьи, окном в иной мир, почти единственным источником информации для многих! Дети учились определять время по часам, чтобы успеть прибежать «к мультикам». Они знали, когда показывают бразильские сериалы, чтобы успеть провернуть какое-нибудь хулиганство, пока мама или бабушка у экрана. Телевизор особенно не запрещали, разве что наказывали лишением мультиков.

А где у вас в доме телевизор сейчас? Тоже в центре? Или у вас его просто нет? И то, и другое показывает нагруженность телевизора разными, не всегда очевидными, смыслами. Дафна Лемиш в книге «Влияние телевидения на развитие детей» проводит разделение функций телевидения на структурные (структурирующие) и родственные.

Структурирующие — когда вы используете телевизор для наказания или поощрения ребёнка, указываете, что будете смотреть передачу сразу после прогулки или пойдёте укладывать ребёнка спать, когда закончится «Спокойной ночи, малыши». Часто структурную функцию телевидение выполняет в семьях, где телевизор работает фоном, занимает центральное место и является так называемой «точкой отсчёта».

Родственные функции связаны с влиянием телевидения на все взаимоотношения в семье. То, что мы видим на экране, задаёт спектр моделей поведения, эмоционального реагирования, идей, способов коммуникации, которые можно использовать внутри семейных отношений, «отрабатывать на близких».

Телевидение становится источником социально-ролевых моделей для семей, учит способам решения своих проблем «как в сериале» или бегству от их решения в теле-реальность. Это влияет не только на развитие личности ребёнка, но и на всю семью в целом, на их способы взаимодействовать друг с другом.

Возможно, это вас удивит, но просмотр телепередач и фильмов всей семьёй является одним из воспитательных воздействий. Ребёнок слышит комментарии взрослых, учится оценивать увиденное на экране, следя за реакцией родителей и братьев или сестёр. Конечно, это не может не влиять на его ценности и нравственность, но вполне в силах объединять, сплачивать семью, давая опыт совместного проживания разных эмоций: вместе побояться не так страшно, а вместе посмеяться намного веселее, чем одному.

Но просмотр телевизора может стать и способом убежать от общения. В некоторых семьях практикуется известный способ психологической защиты: смотреть телевизор, чтобы не разговаривать на неприятные темы, не делать то, что не хочется — «Не видите, я занят, смотрю, сейчас не могу говорить!».

Знакомый ребёнок как-то сказал: «Мама, уйди, мультики только для детей сделали». Для него это был способ ограничить своё личное пространство.

Часто бабушки-дедушки, не чувствуя себя полноценными хозяевами, свободными в своём доме или доме детей и внуков, бессознательно садятся у телевизора и смотрят его часами, и даже целыми днями, чтобы почувствовать себя защищёнными и отдельными, чем обычно раздражают более молодых членов семьи. Карикатурные отцы семейств, отдыхающие на диване у телевизора, пытаются спастись от включения в домашние дела, вступая в отношения с телевизором вместо отношений с родственниками. Недаром многие жёны ревнуют мужей к экрану.

Важно для семейного воспитания создавать и придерживаться правил просмотра телепрограмм, которые согласуются с вашими ценностями и установками. Например, смотреть только передачи «по возрасту», выбирать только те программы, фильмы, каналы, в качестве которых вы уверены. Таким образом, мы учим детей избирательно относится к содержанию телепередач, как, впрочем, и любых других источников, что очень важно в мире, перегруженном информацией.

Назаров М.М. в книге «Массовая коммуникация и общество» говорит о вмешательстве родителей в просмотр детьми телевизора и другого контента, используя три разных уровня семейного воспитания:

Осведомленность и совместный просмотр

Родители лишь знакомятся с содержанием программ, демонстрируют детям ролевые модели просмотра. На этом уровне взрослые демонстрируют об­разцы положительного или отрицательного поведения на телеэкране, формируют необходимое с их точки зрения отношение к определенным формам пове­дения, демонстрируют преимущества конкретной формы поведения.

Контроль

Ро­дители контролируют объем просмотра, время просмотра и содержание передач. Этот уровень так­же связан с использованием телевидения как способа поощрения или наказания в воспитании или со степенью контроля за тем, что делает ребёнок во время просмотра: «сядь ровно», «не так близко», «смотри внимательно», «закрой глаза, тут не для детей» и т. д.

Поучительное посредничество

Родители разъясняют телевизионный контент — обсуждают, объясняют, эмоционально реагируют, дополняют информацией, критикуют, анализируют ситуации из жизни, используют примеры поступков героев телепередач.

Эти уровни тесно связаны с собственным отношением родителей к телевидению. Кто-то ограждает детей от телевидения, боясь, что оно окажет разрушительное воздействие на жизнь детей и вызовет зависимость.

Многие мамы и папы видят в нем позитивные стороны, предоставляющие возможности для развле­чения, отдыха и получения информации. Конечно, каждый родитель хотел бы найти ресурсы для развития личности ребенка и понять, как защитить детей от негативной информации, способной отрицательно повлиять на это разви­тие в дальнейшем.

Современные родители стараются уйти от структурных функций, которые выполняло телевидение, и использовать качественные программы для создания родственных функций. Прекрасно, если вы, по возможности, будете использовать все три уровня родительского вмешательства в телепросмотр, и не дадите ребёнку бездумно проводить время у телевизора, щёлкая каналами.

Как узнать, пошло ли на пользу вашему ребёнку время, проведённое перед экраном? Есть три очень простых признака:

  1. Ребёнок старается обсудить с вами увиденное словами или своим способом: играя в то, что увидел.
  2. Ребёнок не выглядит перевозбужденным или подавленным.
  3. Ребёнок узнал что-то новое для себя, это новое знание или умение соответствует его возрасту, и он старается это продемонстрировать вам и окружающим.

Читайте также:

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера

Фото: Iakov Filimonov/Ivanko80/Zurijeta/Pressmaster/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
13 мая 2019
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
Настольные игры — это не просто развлечение!
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
6 мая 2019
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
Медвежонок, кукла или машинка могут стать вашими помощниками в воспитании.
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
1 мая 2019
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
Отвечает психолог Анна Скавитина.
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
29 апреля 2019
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Сила, уверенность в себе и джентльменские качества — вот что дают танцы.
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
26 апреля 2019
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
Помогите ребёнку заговорить правильно!
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
22 апреля 2019
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
Как сделать прогулки с ребёнком увлекательными и запоминающимися?
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
19 апреля 2019
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
Чтобы управлять эмоциями, нужно их признать.
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
17 апреля 2019
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
Он может делать это сам!
5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям
15 апреля 2019
5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям
Что может быть лучше, чем бегать на свежем воздухе вместе с друзьями!
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
10 апреля 2019
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
Вся правда о мультиках нашего детства.