26 июля 2017

«Мама, уйди, мультики только для детей сделали»: психолог Анна Скавитина о том, зачем смотреть телевизор всей семьей

За последние 10 лет телевизор из важнейшего элемента семейного досуга и основного источника информации превратился в неприятеля, проводить время вместе с которым родители не стремятся. А зря! Наш эксперт, психолог Анна Скавитина, объясняет, почему смотреть фильмы и телепередачи всей семьей полезно для детей.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Вспомните дом своего детства. Где там стоял телевизор? Еще не так давно он был центром семьи, окном в иной мир, почти единственным источником информации для многих! Дети учились определять время по часам, чтобы успеть прибежать «к мультикам». Они знали, когда показывают бразильские сериалы, чтобы успеть провернуть какое-нибудь хулиганство, пока мама или бабушка у экрана. Телевизор особенно не запрещали, разве что наказывали лишением мультиков.

А где у вас в доме телевизор сейчас? Тоже в центре? Или у вас его просто нет? И то, и другое показывает нагруженность телевизора разными, не всегда очевидными, смыслами. Дафна Лемиш в книге «Влияние телевидения на развитие детей» проводит разделение функций телевидения на структурные (структурирующие) и родственные.

Структурирующие — когда вы используете телевизор для наказания или поощрения ребёнка, указываете, что будете смотреть передачу сразу после прогулки или пойдёте укладывать ребёнка спать, когда закончится «Спокойной ночи, малыши». Часто структурную функцию телевидение выполняет в семьях, где телевизор работает фоном, занимает центральное место и является так называемой «точкой отсчёта».

Родственные функции связаны с влиянием телевидения на все взаимоотношения в семье. То, что мы видим на экране, задаёт спектр моделей поведения, эмоционального реагирования, идей, способов коммуникации, которые можно использовать внутри семейных отношений, «отрабатывать на близких».

Телевидение становится источником социально-ролевых моделей для семей, учит способам решения своих проблем «как в сериале» или бегству от их решения в теле-реальность. Это влияет не только на развитие личности ребёнка, но и на всю семью в целом, на их способы взаимодействовать друг с другом.

Возможно, это вас удивит, но просмотр телепередач и фильмов всей семьёй является одним из воспитательных воздействий. Ребёнок слышит комментарии взрослых, учится оценивать увиденное на экране, следя за реакцией родителей и братьев или сестёр. Конечно, это не может не влиять на его ценности и нравственность, но вполне в силах объединять, сплачивать семью, давая опыт совместного проживания разных эмоций: вместе побояться не так страшно, а вместе посмеяться намного веселее, чем одному.

Но просмотр телевизора может стать и способом убежать от общения. В некоторых семьях практикуется известный способ психологической защиты: смотреть телевизор, чтобы не разговаривать на неприятные темы, не делать то, что не хочется — «Не видите, я занят, смотрю, сейчас не могу говорить!».

Знакомый ребёнок как-то сказал: «Мама, уйди, мультики только для детей сделали». Для него это был способ ограничить своё личное пространство.

Часто бабушки-дедушки, не чувствуя себя полноценными хозяевами, свободными в своём доме или доме детей и внуков, бессознательно садятся у телевизора и смотрят его часами, и даже целыми днями, чтобы почувствовать себя защищёнными и отдельными, чем обычно раздражают более молодых членов семьи. Карикатурные отцы семейств, отдыхающие на диване у телевизора, пытаются спастись от включения в домашние дела, вступая в отношения с телевизором вместо отношений с родственниками. Недаром многие жёны ревнуют мужей к экрану.

Важно для семейного воспитания создавать и придерживаться правил просмотра телепрограмм, которые согласуются с вашими ценностями и установками. Например, смотреть только передачи «по возрасту», выбирать только те программы, фильмы, каналы, в качестве которых вы уверены. Таким образом, мы учим детей избирательно относится к содержанию телепередач, как, впрочем, и любых других источников, что очень важно в мире, перегруженном информацией.

Назаров М.М. в книге «Массовая коммуникация и общество» говорит о вмешательстве родителей в просмотр детьми телевизора и другого контента, используя три разных уровня семейного воспитания:

Осведомленность и совместный просмотр

Родители лишь знакомятся с содержанием программ, демонстрируют детям ролевые модели просмотра. На этом уровне взрослые демонстрируют об­разцы положительного или отрицательного поведения на телеэкране, формируют необходимое с их точки зрения отношение к определенным формам пове­дения, демонстрируют преимущества конкретной формы поведения.

Контроль

Ро­дители контролируют объем просмотра, время просмотра и содержание передач. Этот уровень так­же связан с использованием телевидения как способа поощрения или наказания в воспитании или со степенью контроля за тем, что делает ребёнок во время просмотра: «сядь ровно», «не так близко», «смотри внимательно», «закрой глаза, тут не для детей» и т. д.

Поучительное посредничество

Родители разъясняют телевизионный контент — обсуждают, объясняют, эмоционально реагируют, дополняют информацией, критикуют, анализируют ситуации из жизни, используют примеры поступков героев телепередач.

Эти уровни тесно связаны с собственным отношением родителей к телевидению. Кто-то ограждает детей от телевидения, боясь, что оно окажет разрушительное воздействие на жизнь детей и вызовет зависимость.

Многие мамы и папы видят в нем позитивные стороны, предоставляющие возможности для развле­чения, отдыха и получения информации. Конечно, каждый родитель хотел бы найти ресурсы для развития личности ребенка и понять, как защитить детей от негативной информации, способной отрицательно повлиять на это разви­тие в дальнейшем.

Современные родители стараются уйти от структурных функций, которые выполняло телевидение, и использовать качественные программы для создания родственных функций. Прекрасно, если вы, по возможности, будете использовать все три уровня родительского вмешательства в телепросмотр, и не дадите ребёнку бездумно проводить время у телевизора, щёлкая каналами.

Как узнать, пошло ли на пользу вашему ребёнку время, проведённое перед экраном? Есть три очень простых признака:

  1. Ребёнок старается обсудить с вами увиденное словами или своим способом: играя в то, что увидел.
  2. Ребёнок не выглядит перевозбужденным или подавленным.
  3. Ребёнок узнал что-то новое для себя, это новое знание или умение соответствует его возрасту, и он старается это продемонстрировать вам и окружающим.

Читайте также:

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера

Фото: Iakov Filimonov/Ivanko80/Zurijeta/Pressmaster/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу?