12 сентября 2018

Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма

Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок стал звездой — захватывающие съемки, любовь зрителей, большие гонорары, слава. Но все это только одна сторона медали. О другой рассуждает эксперт «О!», психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Когда рождается ребенок, то для каждой мамы он становится самым прекрасным на свете. Нет, какой-то частью разума мы понимаем, что есть дети красивее, умнее, талантливее, но инстинкт все равно сильнее. Через некоторое время нам начинает хотеться, чтобы нашу радость разделили другие люди. Посмотрите, какие пяточки, какие пальчики, какие глазки! И это естественно. Любой человек ориентирован на мнение и внимание других людей. Почему нет? Фотографии малыша рассылаются родственникам, друзьям, бесконечным потоком льются в социальные сети. Нас поддерживают, хотя иногда и просто из вежливости, ведь далеко не всем интересен наш ребенок. Со временем планы показать своего чудесного малыша всему миру могут разрастаться. Фото на обложку журнала, забавный видеоролик на YouTube, участие в рекламе детских товаров или программе на телевидении. Все потому, что чудесный ребенок равен прекрасной матери.

Лайкают фотографию ребенка — лайкают и поддерживают меня, поднимают мою самооценку, дают силы справляться с вечным недосыпом, усталостью, невозможностью тратить много времени на себя, дарят шанс покорить пространство большее, чем своя квартира, двор, улица и даже город. Это похоже на игру. Современное развлечение для родителей, которое тешит их тщеславие, дает капельку славы и утешения.

Среди мам и пап до сих пор распространено убеждение, что «в телевизор» попадают только избранные, вот почему всем так хочется как-то приобщиться к небожителям из Останкинской телебашни. Пока ребенок мал, его выставляют напоказ по воле его матери или отца. Он здесь объект, а не субъект, мамино продолжение, мамина часть. Есть ли в таких съемках бонус для самого ребенка? Да. Им любуются, а позже он посмотрит на себя на фотографиях или в видеороликах и будет гордиться самим собой. Но и минусы тоже есть. Помню, одна девочка-подросток рассказывала, как страшно она зла на свою мать за то, что она разрешила снимать ее в рекламе памперсов, и теперь все смотрят на ее голый зад. Дети с неустойчивой психикой, гиперактивные малыши, даже несмотря на щадящий режим съемки, часто перевозбуждаются от количества впечатлений, а потом могут часами рыдать или, наоборот, быть вялыми еще долгое время.

Когда малыши подрастают, возможностей показать их всему миру для родителей становится гораздо больше. Ведь теперь можно демонстрировать не только внешние данные, но и таланты ребенка. Помимо рекламных съемок, дети начинают участвовать в конкурсных телешоу, мода на которые только увеличивается. Часто такие программы стоят в прайм-тайм, завоевывая все новых и новых зрителей, ведь нам самим интересно смотреть на то, как теледети делают то, на что не способны мы, взрослые. Маленькие вундеркинды знают пять языков, поют, играют на музыкальных инструментах и в шахматы, катаются на коньках и крутят сальто, готовят еду. Мы восторгаемся ими, рассказываем друг другу, включаем телевизор в назначенный час, увеличивая телетрафик. Многие родители мечтают о том, что их ребенок тоже когда-нибудь попадет на экран. Психологи при этом считают, что ребенок в телешоу — это удовлетворение родителями своих нереализованных потребностей, попытка присвоить немного славы за счет детей.

Да, бывает. Но есть и дети с сильным желанием подражать. И когда они видят на экране других детей, рефлекс срабатывает практически моментально: «Мама, я тоже туда хочу!», «Я буду петь, танцевать, готовить, а потом можно сюда? Ну можно, а?», «Я так мечтаю туда попасть!». Возможно, они не настолько прекрасно поют или рисуют, но оценить себя не в состоянии. Часто и родители не в состоянии это сделать. Для них ведь их собственный сын или дочь — самые-самые лучшие.

Я знаю ребенка, который в три года, увидев по телевизору скрипку, потребовал купить ему такую же и заявил, что он будет «там» играть. Родители купили игрушечную, но он в гневе швырнул ее под кровать. После этого мама с папой привели сына к педагогу, с его помощью мальчик очень быстро освоил инструмент. Дальше — активная музыкальная карьера, теперь он действительно играет «там» — участвует в записи различных концертов.

Я хочу сказать, что не все и не всегда определяется только амбициями родителей, но финальное решение все равно остается за ними. Дети не могут оценить свой уровень таланта, количество необходимых усилий, которые придется затратить, а главное — готовность ко стрессу во время участия в шоу. Если родители не уверены, стоит ли ребенку принимать участие в телеконкурсах, стоит задать себе один очень простой вопрос: а кто этого хочет? Точно ли это желание самого ребенка?

В любом случае, участие в таких мероприятиях предполагает как положительный, так и отрицательный опыт. С одной стороны — это взрыв эмоций, новые впечатления, незабываемый опыт, возможность встретиться со своими кумирами, даже пообщаться с ними, наполниться гордостью, побояться выхода на сцену, справиться или не справиться с волнением перед выступлением, испытать адреналиновый скачок перед оцениванием, радоваться успеху или переживать поражение. Это может пойти на пользу ребенку, который с раннего возраста участвует в постановках в детском саду, в школе, в студиях, и это приносит ему удовольствие, он спокойно чувствует себя на сцене, не забывает слова от волнения и готов играть и веселиться, даже если его спонтанно вызвали на сцену из зрительного зала. В кино говорят: «игровой» ребенок. Ему нужна публика, он чувствует заряд от участия в процессе, не зажимается и сам активно заявляет о своем желании принять участие в конкурсе.

Но с другой стороны, если ваш ребенок не похож на описанного выше или у него явно недостаточно опыта участия в публичных мероприятиях, вы не всегда в состоянии предсказать его поведение на публике, да и без публики, он легко перевозбуждается, тяжело переживает стресс, то хотя бы не спешите принимать участие в конкурсных отборах. Есть шанс, что вместо демонстрации талантов своего вундеркинда мы получим киндервуда — так называют травмированных детей.

Даже многим взрослым тяжело выдерживать публичное оценивание и, тем более, обесценивание, что уж говорить о детях. Поверьте, талант ребенка обязательно найдет возможность проявить себя в других условиях. Возможно, пока еще просто не пришло его время. Леонардо Ди Каприо впервые привели на съемочную площадку в 5 лет, его пытались снимать, но несмотря на все усилия съемочной группы, он так и не попал в кадр. Неугомонный мальчишка хулиганил и носился фейерверком по площадке. Зато сейчас у него есть «Оскар».

Теперь посмотрим на долгосрочные последствия. Небольшая часть талантливых детей, сумевших справиться с интенсивным стрессом, получает возможность прославиться, реализовать себя и познакомиться с нужными людьми. Например, победители и лауреаты детской версии «Голос» путешествуют и дают концерты в разных городах, профессионально учатся вокалу и актерскому мастерству у лучших педагогов, популярны и «залайканы» в соцсетях. Но мало кто справляется с бременем славы, тем более пришедшей так рано.

Вы знали, что шумный успех и толпы поклонников, которые свалились на голову юной Натальи Гусевой, сыгравшей главную роль в фильме «Гостья из будущего», были настолько невыносимы, что девочка ходила по улице, низко опустив голову, лишь бы никто ее не узнал? А после школы она решила не связывать свою жизнь с кино, несмотря на то, что получала множество предложений о продолжении кинокарьеры на протяжении многих лет.

Дети, которые наслаждаются сотнями и тысячами фанатов и фолловеров, подсевшие на «лайки», с трудом выносят, когда количество этих «лайков» резко уменьшается, потому что на небосклоне появилась новая звездочка. Они стремятся «работать на результат», чтобы вернуться к прежнему уровню «захваливания». А если это не получается, то портится настроение, начинаются срывы, истерики, попытки все бросить.

Эти дети живут в постоянном цейтноте: кастинги, просмотры, поездки, ночевки в не самых лучших гостиницах, еда на бегу. В общем, все как во взрослом шоу-бизнесе, но только они — дети. Количество психических сил и защитных механизмов, которые могут помочь с этим справиться, у них намного меньше, чем у взрослых. Специфика шоу — это превалирование ценности внешнего перед внутренним. Всем интересно, какой ты красивый, поющий, танцующий, тебе важно быть хорошим, ты учишься всем нравиться, но никто не желает знать, что ценного есть у тебя внутри. Ты играешь на публику, учишься прятать и зажимать подлинные чувства. Часто взрослые актеры, музыканты, певцы оказываются зажаты в тиски глухой депрессии или других психических нарушений, регулярно обращаются к психологам за поддержкой, посещают психиатров.

Дети, которые были настроены на победу, стали участниками телешоу, выиграли или не выиграли, но дальше по каким-то причинам не пошли, тоже с трудом справляются с разочарованием от того, что можно три года каждый день готовиться, выйти на сцену, пробыть там несколько минут — и все, огни рампы погасли.

Где бонус? Только минута славы? Выходит, твои усилия ничего не стоят. Таким ребятам очень трудно вернуть желание продолжать заниматься совершенствованием своего таланта.

Скриншот программы Magic English
Скриншот программы Magic English

С появлением развивающих программ типа «Улицы Сезам» дети стали участвовать в передачах не как актеры, певцы и музыканты, а как просто дети, играющие самих себя. Здесь их никто не оценивает и не обесценивает, они находятся в гораздо менее стрессовых условиях, и если ваш ребенок очень-очень хочет попасть «в телевизор», то участие в таких проектах — это облегченный вариант пробы своих сил. Со временем похожих программ появляется все больше, а детские каналы, такие, как телеканал «О!», регулярно объявляют кастинги на участие в них, так что желание ребенка увидеть себя на экране может исполниться и без опасности психологической травмы.

Фото: Yuganov Konstantin/Schnapps2012/gpointstudio/Africa Studio/GOLFX/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу? 
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
29 августа 2019
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
Помогут словесные игры, обсуждение прочитанного. А вот спешка — только повредит!
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
21 августа 2019
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
Первые месяцы в школе могут быть непростыми для ребёнка. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ему быстрее освоиться .
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.
Перестаньте «дружить» со своими детьми
8 августа 2018
Перестаньте «дружить» со своими детьми
Кому и зачем нужна иерархия в семье.
Революция в образовании: учителей скоро заменят роботы
18 сентября 2017
Революция в образовании: учителей скоро заменят роботы
Как изменится школа в ближайшие несколько лет?
Личный опыт: мой ребенок учится в Германии
18 сентября 2017
Личный опыт: мой ребенок учится в Германии
Как устроена начальная школа в небольшом городке под Дюссельдорфом.
78 лучших книг для второклассника
16 сентября 2017
78 лучших книг для второклассника
Забирайте в закладки!
5 родительских слабостей, которые убивают будущее наших детей
12 сентября 2017
5 родительских слабостей, которые убивают будущее наших детей
Эта статья облетела весь мир и была прочитана 5 миллионов раз!