9 августа 2018

7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам

Современные родители живут в совершенно новом мире — этот мир детоцентричен, переполнен информацией, оцифрован, в нем все ставится под сомнение и существует огромный разрыв с предыдущими поколениями. В нем дети должны начинать развиваться еще в животе матери, а учиться плавать и говорить по-английски и китайски — в грудничковом возрасте. Жить в этом новом мире интересно, но совсем нелегко. Здесь ребенок — это не просто будущий взрослый, а уже полноценная личность, а родителям приходится самим нащупывать правильный вектор воспитания. Какой путь выбрать? Какие качества развивать? У современной мамы на этот счет масса тревог и масса вопросов, развеять которые специально для «О!» согласилась директор исследовательского агентства Validata Kids Юлия Юзбашева.

Воспитание: рефлексия или интуиция?

Да, главное отличие современного родительства от предыдущих поколений заключается в том, что теперь есть идея «подхода». Раньше родительство происходило на автомате, над системой воспитания особенно не задумывались, следовали сложившемуся в семье укладу. Теперь же мама рефлексирует практически над каждый своим шагом, переживая, что неверно выбранное слово нанесет ребенку психологическую травму на всю жизнь. Сложность нового «книжного» подхода заключается в том, что авторитетных источников, где мама черпает информацию, очень много, все они разные — тут тебе и французские дети, не плюющиеся едой, и японские дети, которым после трех уже поздно, и китайские, чьи матери-тигрицы всегда готовы вступить в бой, и множество других. На самом деле никто пока точно не знает, какими вырастут дети, воспитанные в этой новой либеральной системе, но есть надежда, что они будут лучше, чем предыдущие поколения, то есть мы.

Ценности: доброта или внутренний стержень?

Современным родителям, как и их коллегам во все времена, конечно, хочется вырастить из ребенка хорошего человека. Но если раньше всем было понятно, что хороший человек — это послушный, щедрый и почтительный, то есть удобный для общества ребенок, а добро и зло были очевидны, то сейчас границы стираются, пестуется индивидуальность и уникальность. А во главу угла ставится успех ребенка в будущем.

По мнению многих родителей, чтобы преуспеть в современном конкурентном и довольно жестком обществе, важно иметь некий внутренний стержень и уметь постоять за себя и свои интересы. Поэтому, например, мама с радостным блеском в глазах может рассказывать, как ее малыш «в песочнице никому не дает свои игрушки, а если начинают отнимать — то не теряется и сразу дает сдачи».

С одной стороны, мамы боятся не привить ребенку моральные и этические представления и нормы, а с другой стороны — вырастить социального аутсайдера, слишком доброго и уязвимого или слишком жесткого и агрессивного. В идеальном мире современный ребенок должен вырасти добрым, ласковым и уважительным, но готовым при этом в любой момент выпустить когти и постоять за себя.

Будущее: счастье или успешность?

Конечно, каждая мама хочет, чтобы ребенок вырос счастливым. А еще успешным. Для большинства мам эти два понятия практически неразделимы. Причем успех часто меряется материальными атрибутами и высокими руководящими позициями. Так и оказывается, что для мам счастье ребенка напрямую зависит от его успешности в будущем. Поэтому так важно интеллектуальное развитие, бесконечные кружки, крутые школы. А забота об эмоциональном развитии отдвигается на задний план. Даже самые продвинутые мамы попадают в эту ловушку собственных представлений о счастье:

— О чем вы мечтаете, когда думаете о будущем вашего ребенка?

— Чтобы нашел себя, состоялся, был счастлив. Не так важно, какую профессию он выберет, я не буду вмешиваться.

— А если он будет дворником? Но при этом он будет жить в гармонии с собой и с миром?

— Ну (сильно задумывается и продолжает очень неуверенно)… Если начальником дворников, то может быть…

Получается, родители хотят, чтобы ребенок был успешен, когда вырастет, и при этом счастлив, хотя на самом деле не очень понятно, что это.

Воспитание: контроль или свобода?

Многие российские мамы по своему характеру — мамы-наседки. Они окружают ребенка любовью и заботой, контролируют каждый шаг. Говорят, в этом мы схожи с итальянками. При этом у современных мам есть идея растить целеустремленных и уверенных в себе личностей. А для этого постоянный контроль и опека — вещи довольно опасные. Вот и растут дети, которым твердят о самостоятельности и уверенности в себе, но решения принимать не дают. Начинается это в самом раннем возрасте, когда любые проявления автономизации ребенка, если только это не моменты, связанные с самообслуживанием ребенка — сам завязывает шнурки, сам чистит зубки — расцениваются как капризы. Ребенок хочет сам выбрать себе одежду — каприз. Ребенок не ест приготовленный ему завтрак, а хочет что-то другое — каприз. Теперь посмотрим на детскую площадку — мамы бегают за своими детьми, боясь, что они упадут с лестницы, с дерева, с качелей. Бдят.

Ну, а теперь давайте посмотрим на детей постарше: кто мастерит икебаны для садика из шишек и листьев ночью перед конкурсом? Кто волнуется, что ребенок не сделал домашнее задание? Кто собирает школьный рюкзак? И вот так мы пытаемся вырастить самостоятельную личность?

Мама: «веселая подружка» или «строгая, но справедливая мать»?

Большинство современных мам хочет быть ребенку подружкой, представляя себе идиллическую ситуацию совместных настольных игр, путешествий, походов в кино и отсутствия секретов (со стороны ребенка, конечно же). Особенно если с собственными родителями отношения были противоположными. Но когда такая система не закладывается в детстве, выстраивание отношений дается с трудом, мамы признают, что в критические моменты постоянно «сползают» к привычной системе «я — умный, ты — дурак» и переходят на крик.

Еще одна ловушка в роли родителей-«друганов» не столь очевидна, особенно в предподростковом возрасте: родители часто включают «режим позитива» и так сильно стараются обходить острые углы и высказывать свое искреннее мнение, что в какой-то момент подростки начинают искать себе «родителей» вне дома, не воспринимая собственных маму и папу всерьез. А ведь на самом деле родители всего лишь хотят быть в глубоких позитивных и доверительных отношениях с ребенком, чтобы ребенок при этом беспрекословно слушался, когда взрослым надо.

Игрушки: покупать или не покупать?

Сами дети времен дефицита, современные родители стараются «дать ребенку все самое лучшее», «ни в чем ему не отказывать». С первых месяцев мамы сидят на сайтах, выискивая самые развивающие игрушки, самые правильные беговелы и горшки, самые похожие на мультипликационных персонажей игрушки… Когда дети подрастают, игрушки продолжают сыпаться — от бабушек и дедушек, от друзей и, конечно, родителей.

В какой-то момент мамы и папы начинают замечать, что дети не особо играют с игрушками и даже не ценят их, но при этом все время требуют новое. Взрослые совершенно искренне не понимают, почему так происходит, ведь сами они, будучи детьми, тщательно берегли свои 3−4 игрушки и могли играть с ними бесконечно долго.

Родители называют детей избалованными, ругают их, перестают покупать новые игры и игрушки, выкидывают старые. Стресс для всех, раздор и непонимание. Идеальным решением для этой ситуации было бы научиться радовать и даже баловать детей (когда родителю хочется), но чтобы дети при этом ценили усилия и понимали цену деньгам.

Гаджеты: разрешать или запрещать?

Страх многих современных матерей — дети, погруженные в свои телефоны, телевизоры. Не разговаривающие, не читающие, без всякой внутренней мотивации к чему-либо другому кроме игр, соцсетей, роликов на YouTube и т. п.

При этом запрещать ребенку пользоваться гаджетами сложно: мультики и игры — лучшая «пустышка», дающая маме хоть несколько спокойных минут. Отказаться от гаджетов самим, показывая «правильный пример», тоже не вариант — жизнь без «экрана» уже сложно себе представить. Да и ребенок вне медийного или социального контекста может оказаться социальным изгоем. Наша цель: чтобы ребенок мастерски умел пользоваться всеми современными устройствами и развивался в ногу со временем, а то и быстрее, был занят, но при этом не «зависал» в компьютерном мире.

Фото: Yuganov Konstantin/Alena Ozerova/Shutterstock.com

Юлия Юзбашева
директор исследовательского агентства ValidataKIDS.
Читайте также:
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу? 
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
29 августа 2019
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
Помогут словесные игры, обсуждение прочитанного. А вот спешка — только повредит!
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
21 августа 2019
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
Первые месяцы в школе могут быть непростыми для ребёнка. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ему быстрее освоиться .
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.