14 декабря 2018

Что подарить ребёнку на Новый год

Каждый ребенок с нетерпением ждет Нового года и сюрпризов от Деда Мороза. Дети обычно мечтают о ярких и интересных подарках. А родители хотели бы подарить им еще и что-то полезное для развития. Какие подарки отвечают и детским, и родительским ожиданиям? Как подобрать их с учетом возраста ребенка? На эти вопросы отвечает эксперт по раннему и дошкольному развитию, логопед-дефектолог Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Что обычно находят дети под елкой? Сладости, книги и игрушки. Стоит ли дарить ребенку конфеты и шоколадки, какие книги ему нравятся — здесь родителям советы не нужны. Вопрос с игрушками более сложный. Выбирая их в подарок, мы надеемся, что они будут не только интересны ребенку, но и полезны. А чтобы игрушка была полезной, она должна соответствовать возрасту ребенку и той деятельности, которая важна для него на данном этапе развития.

Малыши до года

Ребенку до года игрушки, по большому счету, сами по себе не нужны. Ведущая деятельность этого возраста, определяющая все психическое развитие, — общение со взрослым. А игрушка — лишь инструмент для развития некоторых навыков под руководством взрослого. Например, погремушка предназначена не для того, чтобы просто ею греметь: она помогает развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции, а позже — манипуляции. В этом возрасте ребенку не нужны ни куклы, ни машинки, ни игрушки с массой функций. Если уж очень хочется что-нибудь купить — пусть это будет, например, мини-пианино или другая игрушка с удобными для нажатия кнопками или клавишами, с которыми малыш справится даже без помощи взрослых.

Дети 1−3 года

В раннем возрасте дети постигают предметный мир, взаимодействуют и используют вещи по их назначению. Также они учатся различать такие признаки предмета, как цвет, форма и величина, то есть овладевают сенсорными эталонами.

Многим кажется, что дорогая и навороченная игрушка, с массой функций и эффектов — самая лучшая и полезная, способная развить все навыки сразу. Не в этом случае и не в этом возрасте. Игрушка, в которую создатели и маркетологи, пытаясь оправдать ее стоимость, заложили много всего — и цвет, и свет, и звук, и различные функции, будет только «смазывать» навыки и умения, которыми ребенок овладевает. Мы же не пытаемся расчесываться вилкой? Она используется нами только для еды. Вот и у каждой игрушки в этом возрасте пусть будет свое назначение.

К вашим услугам пирамидки, коробки форм (сортеры), вкладыши, матрешки, мячики, машинки, кубики и другие простые игрушки, которые помогают в овладении предметной деятельностью. Лучше подарить целый пакет простых и понятных игрушек, чем одну сложную и многофункциональную, которая себя в сумме так и не оправдает.

Для развития сенсорики и гармонизации эмоционального развития прекрасно подойдут кинетический песок, наборы для игры в рыбалку и другие предметы и игрушки, с которыми можно купаться. А вот пазлы и наборы для творчества я бы рекомендовала дарить уже дошкольникам. Исключение — пальчиковые краски и масса для лепки, они хороши с первых лет жизни.

Планшеты и различные гаджеты в этом возрасте совершенно точно преподносить не стоит. Ваш ребенок успеет их освоить в более позднем возрасте, не торопитесь с этим. Тут окулисты, неврологи и другие врачи единодушны: вреда от этого однозначно больше, чем сомнительной пользы. А педагоги добавят, что психические процессы в этом возрасте не только крайне уязвимы, но и зависимы от восприятия предметного, реального, а не виртуального мира.

Дети 3−7 лет

Это возраст игры, в том числе сюжетно-ролевой. Дошкольник, в отличие от детей более младшего возраста, в своей игре уже может принимать на себя какие-то роли, следовать сюжету, наделять предметы символическим значением. Так, карандаш становится градусником, а швабра — лошадью.

Подарите ребенку такую вещь, которая позволит ему играть со сверстниками: кукольную кухню, набор для игры в доктора или юного механика, настольную игру. Возможность играть с другими ребятами бесценна: она не только развивает, но и социализирует, позволяет сплотить детей.

При выборе настольной игры стоит учитывать, как ребенок относится к поражению. Если для него такие ситуации травматичны, лучше выбрать такой вариант, где нет соперничества и вся команда полностью либо выигрывает, либо проигрывает. Несомненный плюс игр — это умение соблюдать правила и действовать по заданному алгоритму.

Одни дети любят саму игру, им нравится воспроизводить в ней какие-то ситуации из окружающей жизни. А другим нравится готовиться к игре. Современные игрушки таковы, что этот этап подготовки исчезает. Например, продаются роскошно оборудованные домики для кукол, игрушечная еда, наряды. Ребенку не нужно мастерить жилье для куклы из коробки, обклеенной обоями, или лепить еду из пластилина. Безусловно, это делает саму игру более яркой и реалистичной. Но это лишает ее творческой составляющей. Всегда ли следует брать все готовое или лучше вместе что-то смастерить?

Дети-дошкольники часто увлекаются коллекционированием, от игрушек из шоколадных яиц и игрушечных персонажей мультфильмов до тематических конструкторов. Про последние скажу отдельно: это тот самый случай, когда игрушка оправдывает свою стоимость. Эти конструкторы хороши тем, что там трудно что-то сломать, они практически вечные. А еще они дают пространство для творчества: можно сочетать разные наборы, создавать не только то, что прописано в инструкции. Интересно и полезно будет как мальчикам, так и девочкам, а для детей раннего возраста есть наборы с крупными безопасными деталями.

Дети от 7 лет

Тут гаджетов не избежать: сейчас смартфоны и планшеты есть и у первоклашек. Дети не расстаются с ними и во многом самоутверждаются за счет наличия «крутой» игрушки. Это нужно ограничивать, контролировать и регламентировать. Когда ребенок целыми днями смотрит на экран, это вредит и зрению, и психике, и эмоционально-волевой сфере, и его отношениям со сверстниками, потому что ребенок подменяет живую игру виртуальной реальностью. Я не говорю о том, что все гаджеты вредны, но ведь можно подарить не планшет или смартфон, а гироскутер, детский фотоаппарат, микроскоп, телескоп, робота.


Почему ребенку наскучили все его игрушки

Наверняка у каждого из нас есть знакомые семьи, где у ребенка много игрушек, но они ему неинтересны. Машинки, куклы, кубики валяются по всей детской, а играть не во что. Родители считают, что они ему просто наскучили, и нужно купить новые. Но дело в том, что детская психика устроена так, что ребенок может фокусировать внимание на чем-то одном, ему трудно распределять и произвольно переключать его. Чем он младше, тем сильнее это выражено. И в полной комнате игрушек, даже самых толковых, ему сложно выбрать что-то интересное в этом хаосе. Что с этим можно сделать?

Следует структурировать уже имеющиеся игрушки: рассортировать по полкам, ящикам и коробкам. Желательно периодически какие-то коробки вообще убирать с глаз ребенка на верхние полки шкафа или балкон: особенность детской памяти такова, что игрушки, которые они не видели какое-то время, будут ими восприняты как новые. В комнате станет больше порядка, а когда коробки достанут спустя какое-то время, ребенок куда больше увлечется их содержимым. В свободном, чистом и организованном пространстве интереснее и приятнее играть и творить.

Все, о чем шла речь выше, предназначено и для развлечения, и для гармоничного развития. Не стоит торопиться и покупать игрушки для более старшего возраста. А есть еще подарки просто для души и радости. Какие именно — лучше спросить самого ребенка. Поэтому сядьте вместе и напишите письмо Деду Морозу. Пусть ребенок сам сформулирует, о чем он мечтает.

Читайте также:

Телеканал «О!» запускает новогодний видеоконкурс!

7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году

Телеканал «О!» приглашает на съёмки!

Фото: Yuganov Konstantin/Oksana Kuzmina/Africa Studio/Shutterstock.com

Читайте также:
5 важных причин спать днём
15 марта 2019
5 важных причин спать днём
Не лишайте своих детей дневного сна!
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
8 марта 2019
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
Инструкция по воспитанию будущих королев.
Премьера на «О!»: мультсериал «Радужный мир Руби»
2 марта 2019
Премьера на «О!»: мультсериал «Радужный мир Руби»
Замечательная волшебная сказка для детей.
Во что играть с детьми на Масленичной неделе
1 марта 2019
Во что играть с детьми на Масленичной неделе
Каждый день — новые развлечения.
Как привить ребёнку интерес и любовь к природе
25 февраля 2019
Как привить ребёнку интерес и любовь к природе
Воспитываем экологическое сознание.
Как воспитать настоящего мужчину
23 февраля 2019
Как воспитать настоящего мужчину
Семь советов, проверенных временем.
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
19 февраля 2019
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
Пусть компьютер служит не только для игр.
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
18 февраля 2019
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
Как научить сына отвечать за свои поступки.
10 интересных фактов о почте
18 февраля 2019
10 интересных фактов о почте
А еще — о письмах и марках.
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
16 февраля 2019
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
Главные причины ссор с одноклассниками и педагогами.
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
15 февраля 2019
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
Почему у малыша нет друзей и как их найти: рассуждает психолог.
5 мифов о дислексии
12 февраля 2019
5 мифов о дислексии
Самые распространённые заблуждения и их разоблачения.