«Смешарики». Мультсериал (0+)«Смешарики». Мультсериал (0+)
0+
19:30
«Смешарики». Мультсериал (0+)
«Роботы» (0+)«Роботы» (0+)
0+
22:00
«Роботы» (0+)
«Викинг Вик». Мультсериал (6+)«Викинг Вик». Мультсериал (6+)
6+
22:05
«Викинг Вик». Мультсериал (6+)
Не только польза, но и удовольствие: как слушать классическую музыку с ребёнком

О том, что слушать классическую музыку полезно, знает каждая мама. Музыка помогает укреплять нейронные связи, развивает мозг, положительно влияет на пространственное мышление и координацию. Но как быть, если Глинка, Прокофьев и Чайковский совсем не вызывают интереса у ребёнка? Своими секретами с «О!» делится детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Если вы никогда не слушали вместе с ребёнком классическую музыку, необходимо продвигаться в этом направлении маленькими шагами, например, начните с этих пяти вопросов.

Кто такой композитор и как он пишет музыку?

Для начала важно познакомить ребёнка со словом «композитор» и его значением. Композитор — человек, который пишет музыку. Каких композиторов мы знаем? Попробуйте перечислить. Не менее важно понять, как композитор пишет музыку? Ответ на этот вопрос очень простой: с помощью нот. Как мы пишем слова из букв алфавита, так и в нотном стане есть специальные знаки музыкального письма. Постарайтесь найти возможность показать ребёнку, как выглядят ноты.

Так же, как писатель пишет свои сказки и рассказы для детей с помощью слов, композитор пишет музыкальные произведения — песню, вальс, польку, симфонию — с помощью нот. Разные музыканты на разных инструментах исполняют музыкальные произведения композиторов. Дайте послушать «Марш» С. Прокофьева, «Вальс» А. Глазунова, «Детскую польку» М. Глинки, чтобы ребёнок услышал различие в жанрах.

О чём это произведение и как музыканты его исполняют?

Полезно задуматься о том, что нам хотел рассказать автор в своём произведении. После прослушивания какого-либо отрывка поделитесь с малышом своими впечатлениями, поинтересуйтесь, какие впечатления остались у ребёнка. Музыка может нам рассказать разнообразные увлекательные истории из окружающего мира. Но, в отличие от сказок и рассказов, в музыке мы слышим звуки. Для извлечения звуков люди придумали различные музыкальные инструменты — предметы, из которых человек может извлекать всевозможные звуки. Какие музыкальные инструменты знает ваш малыш? А вы? Гитара и балалайка, арфа, скрипка и контрабас, труба и флейта, барабан и бубен, гармонь и фортепиано — лишь некоторые из них. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением музыкальных инструментов. Слушая произведения, потренируйтесь на слух понимать, какой инструмент звучит, выделяя его из потока мелодии.

Полезная игра

Игра «Музыкальный домик» обязательно понравится детям. На ширме «постройте» трёхэтажный домик, обозначьте место для трёх квартир на каждом этаже. Затем спрячьтесь за ширму и поочерёдно извлекайте звуки из разных музыкальных инструментов. После прослушивания ребёнок должен отгадать, какой инструмент только что звучал. На столике рядом разложите картинки с изображением музыкальных инструментов: бубна, флейты, барабана, ксилофона и т. д. Пусть малыш выберет и прикрепит к свободной «квартире» карточку, решая, где живут барабанщики, а где — флейтисты. Если вы играете в большой компании, то остальные дети могут согласиться или не согласиться с решением, аргументируя выбор. Во время подготовки к такой игре важно дать послушать звуки инструмента с открытыми и закрытыми глазами.

Чем звуки отличаются от музыки?

Попробуйте донести мысль о том, что отдельные звуки сами по себе ничего не означают. Если мы просто стучим по клавишам фортепиано или барабаним палочками без дела — это что? А вот если композитор собирает все звуки вместе и объединяет их в мелодию, тогда звуки могут рассказать нам о каком-либо случае, приключении, событии. Музыкальные звуки отличаются от тех, что мы проговариваем. Они могут быть отрывистыми, протяжными, нежными и суровыми, весёлыми и грустными, могут принимать разнообразную форму, рассказать нам множество историй, напомнить чей-то грозный рык, убаюкать плавностью мелодии… Такие сравнения отлично развивают фантазию и воображение ребёнка.

Послушайте отрывки из пьес «Болезнь куклы» и балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского — и вы убедитесь в этом сами. Не торопитесь говорить, как называются произведения. Предложите ребёнку самостоятельно придумать им название. Музыка способна раскрывать человеческие чувства: гнев, радость, тревогу, ненависть, отчаяние, мечтательность, грусть, беспокойство и многое другое. Она может рисовать нам картины легкого счастья в погожий день, злую стужу, протяжный вой ветра и шум дождя.

О чём может рассказать мелодия?

Самое главное выразительное средство в музыке — мелодия, это её душа и сердце. Мотивы песен, которые мы напеваем, и есть мелодии. Мелодии можно напевать, отстукивать пальцами или палочкой. Звуки в мелодии вливаются друг в друга, таким образом мелодия вьётся, разматываясь, как ниточка у клубка. С помощью мелодии композитор может передать нам своё настроение, мысли и чувства, рассказывает музыкальные истории. Мелодии получаются разными: и воодушевлёнными, и мечтательными, и волнующими, и мужественными, ласковыми и героическими.

С чего начать?

В этом вопросе лучше отталкиваться от интересов ребёнка. Если вы видите отклик и желание слушать мелодии, общайтесь на эту тему раз в две-три недели.

Отличным вариантом для знакомства с классической музыкой может быть цикл П. И. Чайковского «Времена года». Однажды вы можете сказать: «Сегодня я хочу познакомить тебя с выдающимся русским композитором Петром Ильичом Чайковским». Покажите ребёнку его портрет, предложите послушать «Осеннюю песнь». Поинтересуйтесь, понравилась ли ему эта мелодия? Какая эта музыка? Какое настроение в ней передал автор? Да, эта музыка печальная, грустная, даже унылая. А о чём рассказывает эта музыка? Попробуйте взять краски и изобразить это в рисунке. Наступила осень, идёт дождь, листья медленно осыпаются с деревьев, ветер раскидывает их повсюду, вянет и жухнет трава на полях, птицы собираются в стаи и постепенно улетают в тёплые края. Нет-нет, где-то промелькнёт ещё солнечный луч, но он уже не греет, как летом. Животные затихают, ищут себе пристанища. Природа готовится к увяданию. Обсудите, какой месяц изображает «Осенняя песнь» и сколько, по мнению ребёнка, пьес в цикле, если каждая из них посвящена одному месяцу в году. Предложите послушать эту пьесу ещё раз и подумать, почему автор дал ей название «Осенняя песнь». Если вы не будете ставить под сомнения предположения и идеи ребёнка, он всё чаще будет давать волю своему воображению, охотно делиться картинами, которые возникают в его голове.

Когда вы прослушаете произведения всего альбома, можно предлагать прослушивать фрагменты, задавая вопросы: «Какое произведение сейчас звучит?», «Какое из них тебе нравится больше всего?», «Чем тебе нравится именно эта пьеса, какой отклик в душе вызывает?» Подберите под каждую пьесу несколько пейзажей и предложите ребёнку выбрать из них тот, который больше всего подходит для передачи характера этой мелодии. Если вы любите длительные прогулки, можно создавать фотографии отдельных моментов характерных изменений в природе того или иного месяца, а затем собирать их в ролик, накладывая мелодию одноименного месяца из цикла.

Всегда отталкивайтесь от интересов ребёнка, и тогда любое занятие будет приносить вам не только пользу, но и удовольствие.

Читайте также:

Музыка как методика развития ребенка

5 способов помочь ребенку, который постоянно опаздывает

Сова или жаворонок: как определить, по каким биоритмам живет ваш ребёнок?

Фото: Nina Buday, George Rudy/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: