«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
11:40
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Три богатыря и конь на троне» (С субтитрами)«Три богатыря и конь на троне» (С субтитрами)
6+
15:00
«Три богатыря и конь на троне» (С субтитрами)
«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
16:25
«Царевны». Мультсериал

«Хочу только этот мультик!» Почему дети готовы 100 раз смотреть и читать одно и то же?

Опять всё тот же герой. Опять говорит всё те же фразы… Мама уже не может смотреть на него или читать про него, а малыш совершенно счастлив! И через час (в 100-тый раз!) просит снова включить тот же мультик или прочитать ту же книгу. С ребёнком вообще всё в порядке?

Фото: Aron M/Shutterstock
Фото: Aron M/Shutterstock

Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования
Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования

Стараясь расширить кругозор ребёнка и доставить ему максимум положительных эмоций, родители тщательно выбирают для него литературу и мультфильмы. Однако часто сталкиваются с просьбами ребёнка включать одну и ту же серию или читать выученную наизусть книгу.

Что стоит за этим желанием малыша и нужно ли идти у него на поводу?

Малыш уверен, что получит удовольствие

Если внимательно присмотреться к любимому мультфильму или к книге ребёнка, можно увидеть там определённые эпизоды, вызывающие у него восторг. Например, это может быть падение главного героя из-за банановой кожуры или пиратский клич «Полундра!».

Малыш знает, что такие моменты принесут ему гарантированное удовольствие от просмотра или чтения. А раз так, зачем рисковать и пробовать что-то другое?

Кроме того, видя раздражение взрослых, которые уже не могут слушать одно и то же, ребёнок стремится защитить любимых персонажей.

Почему родители так переживают?

Прежде чем уговаривать малыша выбрать что-то другое, взрослым стоит подумать о причинах своих переживаний.

1. Некоторые родители боятся, что отсутствие разнообразия не позволяет ребёнку развиваться. Кто-то даже начинает паниковать, если «взрослый» трёхлетка «деградирует», выбирая контент, предназначенный для детей помладше. В этом случае пусть мультики и книги временно выполняют функцию релаксации, а пока для развития можно использовать другие занятия: рисование, лепку, конструирование.

2. Если ребёнок «зациклился», взрослые видят в этом что-то нездоровое, плохую привычку. Можно сделать «любимый» мультик элементом рутины, отведя для них время перед сном, а в днём предлагать другие мультфильмы и книги. Возможно, малыш начнёт более благосклонно относиться к ним, зная, что вечером гарантированно получит желаемое.

3. Кто-то из родителей испытывает раздражение из-за того, что идёт на поводу у ребёнка, балует его. Однако важно учитывать, что малыш хочет снова и снова воспроизводить не только полюбившиеся моменты, но и то состояние эмоциональной близости, которое у вас было раньше при чтении или просмотре. Поэтому чем чаще вы отказываете, тем настойчивее ребёнок, воспринимающий отказ от тысячного просмотра как отвержение.

Фото: Jihan Nafiaa Zahri/Shutterstock
Фото: Jihan Nafiaa Zahri/Shutterstock

4. Не стоит забывать и про самую элементарную причину — вам просто надоело слушать и читать одно и то же. Попробуйте изменить привычный формат: пусть ребёнок смотрит «любимый» мультик, когда вам требуется несколько минут свободного времени. Совместное чтение можно заменить чтением по ролям: вы читаете, а малыш договаривает — наверняка, он уже знает весь текст наизусть.

Ребёнок ищет смысл и запоминает новое

Довольно часто дети не до конца понимают содержание книги или мультфильма, и с каждым просмотром, пазл смысла наполняется новыми элементами.

Представьте, что вы учите иностранный язык и прослушиваете диалог его носителей, говорящих быстро и использующих множество незнакомых слов. Только после третьего прослушивания становится более или менее понятно, о чём идёт речь!

В аналогичной ситуации находится и малыш, которому приходится пробираться через лес незнакомых слов: «осерчал», «спозаранку». Даже при чтении современных сказок может возникнуть недопонимание, так как бывает трудно уловить, где заканчивается одно слово и начинается другое. Например, фразу «ты же ребёнок» юный слушатель воспринимает как «ты жеребёнок» и недоумевает.

При просмотре мультфильмов особую сложность представляет то, что разные персонажи говорят разными голосами, и нужно не только приспосабливаться к непривычному произношению, но и следить за тем, как меняется видеоряд.

Фото: alvarog1970/Shutterstock
Фото: alvarog1970/Shutterstock

1. Старайтесь делать паузы во время чтения или просмотра, чтобы объяснить непонятные слова или быстро сказанные реплики. Если малыш протестует, устройте обсуждение сразу после просмотра.

2. Во время чтения заменяйте непонятные слова на знакомые синонимы и показывайте на картинках то, что может улучшить понимание текста.

3. Задавайте вопросы малышу, которые касаются причинно-следственных связей. Довольно часто дети дают совершенно неожиданные ответы — умилительные, но совершенно неверные. Например, волк догоняет зайца, а заяц убегает, потому что «им хочется побегать».

4. Приводите примеры из жизни самого ребёнка, чтобы провести аналогии с непонятными ситуациями из книг и мультфильмов. Так, дети хорошо воспринимают сравнения конфликта главных героев с повседневными ссорами в детском саду.

Как убедить ребёнка попробовать что-то другое?

Убеждая ребёнка посмотреть или почитать что-то другое, обратите внимание на то, как именно вы это делаете. Многие взрослые делают сравнение не в пользу «фаворита», поэтому ребёнок старается защитить его и отказывается от предложения.

Иногда родители описывают часть сюжета, стремясь заинтересовать малыша, однако что-то в этом описании его настораживает или отталкивает. В этим случаях придётся взять на вооружения проверенные инструменты маркетинга и рекламы.

Фото: BearFotos/Shutterstock
Фото: BearFotos/Shutterstock

1. Создание искусственного дефицита. Отправляясь в путешествие или к бабушке в деревню, можно взять с собой новые книги. Не имея возможности слушать зачитанную до дыр любимую книжку, малыш может переключиться на другую литературу.

2. Комплименты и лесть. Рекламируя новые мультфильмы и книги, подчёркиваете, что это для тех «кому уже исполнилось 3 года», «кто хорошо знает всех животных», «умеет считать до 5» и т. д.

3. Использование лояльности. Предлагая что-то новое, старайтесь найти что-то общее с той книгой или мультфильмом, к которым он привязан. Например, Пеппи — персонаж того же автора, что и Карлсон, а «Шарик в гостях у Барбоса» — тоже про собак, как и «Барбоскины».

4. Непроизвольное вовлечение. Не уговаривайте ребёнка попробовать что-то новое. Просто включите мультфильм «для себя» или с интересом рассматривайте картинки новой книжки. Возможно, ребёнок попросит показать и ему тоже.

Читайте также:

У ребёнка СДВГ или он просто очень активный? Важные симптомы

12 книг для малышей: новинки для детей от 3 лет

Ребёнок плохо говорит? 5 ошибок родителей, которые мешают развитию речи

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти