Сначала знакомим малыша с буквами, потом объясняем, что такое слоги, постепенно учим читать, стараемся, чтобы полюбил чтение. Но все равно волнуемся — как понять, что «читательские» навыки развиты по возрасту? Хотя все дети развиваются в своем индивидуальном темпе, вот на что можно ориентироваться.
Ребёнок до 1 года
В этом возрасте закладываются самые базовые понятия, связанные с чтением. И, конечно, обязательно надо читать малышу вслух и предлагать книжки: например, тут мы писали, как выбирать книжки для самых маленьких. Что сейчас делает ребенок?
- Узнаёт, что жесты и звуки имеют значение и содержание.
- Отвечает, когда к нему обращаются.
- Обращает внимание на людей и предметы.
- Понимает 50 и более слов.
- Тянется к книгам и переворачивает страницы с помощью взрослого.
- Реагирует на картинки, «озвучивая» и поглаживая их.
Ребёнок в 1−2 года
- Отвечает на вопросы и определяет объекты в книгах — например, «Где корова?» или «Что говорит корова?».
- Узнает знакомые картинки.
- Делает вид, что читает книгу сам.
- Заканчивает предложение за взрослым или вместе с ним в хорошо знакомых стихах или сказках.
- Знает названия нескольких книг и узнает их по обложке.
- Сам переворачивает страницы книг.
- Имеет любимую книгу и просит, чтобы ее читали часто.
Ребёнок в 3 года
- Изучает книги самостоятельно: листает, рассматривает иллюстрации.
- Готов слушать чтение вслух более длинных историй.
- Может очень коротко пересказать знакомую сказку.
- Узнает первую букву своего имени.
- Знает, чем буквы отличаются от рисунков.
- Имитирует чтение книги вслух.
Ребёнок в 4 года
- Распознает знакомые буквы и слова на вывесках или упаковках.
- Называет 5−10 букв алфавита.
- Знает буквы своего имени и может его написать.
- Умеет называть начальные буквы или звуки слов.
- Понял, что такое слоги.
- Использует знакомые буквы, чтобы попробовать писать слова.
- Понимает, как расположен текст на странице книги (слева направо, сверху вниз
и т. д. ). - Пересказывает прочитанные сказки.
Ребенок в 5 лет
- Может подобрать рифму к слову.
- Может написать несколько букв, цифр и слов.
- Узнает знакомые слова в печатном тексте.
- Понимает конкретные определения некоторых слов.
- Читает простые короткие слова изолированно (слово с определением) и в контексте (используя слово в предложении).
- Может пересказать основную мысль, детали (кто, что, когда, где, почему, как) и расположить сюжетные события текста в нужной последовательности.
Я хочу читать! Как выбрать первые книги для самостоятельного чтения
Ребёнок в 6−7 лет
- Читает сам знакомые тексты.
- Пытается расшифровывать незнакомые слова, использует картинки и контекст, чтобы понять их.
- Правильно использует некоторые знаки препинания и заглавные буквы в письменной форме.
- Сам себя исправляет, когда делает ошибку при чтении вслух.
- Может понять рассказ через рисунки, расставить их в нужной последовательности.
- Пересказывает текст с деталами, в логической последовательности, с началом, серединой и концом.
Ребёнок в 7−8 лет
- Читает длинные книги самостоятельно.
- Читает вслух с выражением, с правильными акцентами по тексту.
- Использует контекст и изображения, чтобы идентифицировать незнакомые слова.
- Понял, зачем нужны абзацы, начать применять их в письменной речи.
- Правильно расставляет основные знаки препинания.
- Правильно пишет много слов.
- Свободно переписывается в мессенджерах.
- Понимает юмор в тексте.
- Услышав новые слова, фразы или обороты речи, начинает их использовать сам.
- Сам пишет и иллюстрирует истории.
А как дальше?
Начиная с третьего класса школьник становится все более опытным читателем. Теперь он может:
- Понимать различные виды текстов, таких как биографии, поэзия и художественная литература.
- Различать повествование, описание, рассуждение.
- Читать, чтобы получить конкретную информацию, например, из энциклопедии.
- Понимать отношения между героями.
- Определять литературные приемы (сравнения, метафоры
и т. д. )- Правильно определять основные элементы историй, такие как время, место, сюжет, проблема и развязка.
- Анализировать смысл текстов.
Читайте также:
Дошкольники и чтение: как подружить ребёнка с книгами?
15 приёмов, которые помогут увлечь ребёнка чтением
Техника чтения в школе: что важно, а что нет
Фото: Freepik