«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
7:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
0+
10:00
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
«Конь Юлий и большие скачки» (С субтитрами)«Конь Юлий и большие скачки» (С субтитрами)
0+
10:20
«Конь Юлий и большие скачки» (С субтитрами)

Нормы чтения: что должен уметь ребёнок?

Сначала знакомим малыша с буквами, потом объясняем, что такое слоги, постепенно учим читать, стараемся, чтобы полюбил чтение. Но все равно волнуемся — как понять, что «читательские» навыки развиты по возрасту? Хотя все дети развиваются в своем индивидуальном темпе, вот на что можно ориентироваться.

Ребёнок до 1 года

В этом возрасте закладываются самые базовые понятия, связанные с чтением. И, конечно, обязательно надо читать малышу вслух и предлагать книжки: например, тут мы писали, как выбирать книжки для самых маленьких. Что сейчас делает ребенок?

  • Узнаёт, что жесты и звуки имеют значение и содержание.
  • Отвечает, когда к нему обращаются.
  • Обращает внимание на людей и предметы.
  • Понимает 50 и более слов.
  • Тянется к книгам и переворачивает страницы с помощью взрослого.
  • Реагирует на картинки, «озвучивая» и поглаживая их.

Ребёнок в 1−2 года

  • Отвечает на вопросы и определяет объекты в книгах — например, «Где корова?» или «Что говорит корова?».
  • Узнает знакомые картинки.
  • Делает вид, что читает книгу сам.
  • Заканчивает предложение за взрослым или вместе с ним в хорошо знакомых стихах или сказках.
  • Знает названия нескольких книг и узнает их по обложке.
  • Сам переворачивает страницы книг.
  • Имеет любимую книгу и просит, чтобы ее читали часто.

Ребёнок в 3 года

  • Изучает книги самостоятельно: листает, рассматривает иллюстрации.
  • Готов слушать чтение вслух более длинных историй.
  • Может очень коротко пересказать знакомую сказку.
  • Узнает первую букву своего имени.
  • Знает, чем буквы отличаются от рисунков.
  • Имитирует чтение книги вслух.

Ребёнок в 4 года

  • Распознает знакомые буквы и слова на вывесках или упаковках.
  • Называет 5−10 букв алфавита.
  • Знает буквы своего имени и может его написать.
  • Умеет называть начальные буквы или звуки слов.
  • Понял, что такое слоги.
  • Использует знакомые буквы, чтобы попробовать писать слова.
  • Понимает, как расположен текст на странице книги (слева направо, сверху вниз и т. д.).
  • Пересказывает прочитанные сказки.

Ребенок в 5 лет

  • Может подобрать рифму к слову.
  • Может написать несколько букв, цифр и слов.
  • Узнает знакомые слова в печатном тексте.
  • Понимает конкретные определения некоторых слов.
  • Читает простые короткие слова изолированно (слово с определением) и в контексте (используя слово в предложении).
  • Может пересказать основную мысль, детали (кто, что, когда, где, почему, как) и расположить сюжетные события текста в нужной последовательности.

Я хочу читать! Как выбрать первые книги для самостоятельного чтения

Ребёнок в 6−7 лет

  • Читает сам знакомые тексты.
  • Пытается расшифровывать незнакомые слова, использует картинки и контекст, чтобы понять их.
  • Правильно использует некоторые знаки препинания и заглавные буквы в письменной форме.
  • Сам себя исправляет, когда делает ошибку при чтении вслух.
  • Может понять рассказ через рисунки, расставить их в нужной последовательности.
  • Пересказывает текст с деталами, в логической последовательности, с началом, серединой и концом.

Ребёнок в 7−8 лет

  • Читает длинные книги самостоятельно.
  • Читает вслух с выражением, с правильными акцентами по тексту.
  • Использует контекст и изображения, чтобы идентифицировать незнакомые слова.
  • Понял, зачем нужны абзацы, начать применять их в письменной речи.
  • Правильно расставляет основные знаки препинания.
  • Правильно пишет много слов.
  • Свободно переписывается в мессенджерах.
  • Понимает юмор в тексте.
  • Услышав новые слова, фразы или обороты речи, начинает их использовать сам.
  • Сам пишет и иллюстрирует истории.

А как дальше?

Начиная с третьего класса школьник становится все более опытным читателем. Теперь он может:

  • Понимать различные виды текстов, таких как биографии, поэзия и художественная литература.
  • Различать повествование, описание, рассуждение.
  • Читать, чтобы получить конкретную информацию, например, из энциклопедии.
  • Понимать отношения между героями.
  • Определять литературные приемы (сравнения, метафоры и т. д.)
  • Правильно определять основные элементы историй, такие как время, место, сюжет, проблема и развязка.
  • Анализировать смысл текстов.

Читайте также:

Дошкольники и чтение: как подружить ребёнка с книгами?

15 приёмов, которые помогут увлечь ребёнка чтением

Техника чтения в школе: что важно, а что нет

Фото: Freepik

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти