Дети, которые начинают читать ради удовольствия в раннем возрасте, как правило, лучше справляются с учебой в средней школе и спокойнее реагируют на стрессы: это показало исследование, в котором приняли участие более 10 000 школьников.
В исследовании, опубликованном в журнале «Психология и медицина», утверждается, что 12 часов в неделю — вот оптимальное количество чтения для дошкольников и младших школьников. Последующие хорошие результаты в развитии связаны с улучшением структуры мозга.
Чтение для удовольствия может быть важным и приятным занятием в детстве. В отличие от устной речи и словарного запаса, которые быстро и легко развиваются у маленьких детей, чтение — это навык, которому обучают, и он приобретается и целенаправленно развивается с течением времени.
В детстве и подростковом возрасте наш мозг развивается, поэтому это важное время для формирования поведения, которое поддерживает наше когнитивное развитие и способствует хорошему здоровью мозга. Однако до сих пор было неясно, какое влияние (если оно вообще будет иметь) окажет поощрение детей к чтению с раннего возраста на развитие их мозга, познавательные способности и психическое здоровье в дальнейшей жизни. Чтобы выяснить это, исследователи из университетов Великобритании и Китая изучили данные, связывающие развитие мозга и когнитивых способностей, у более чем10 000 учеников средней школы.
Команда проанализировала широкий спектр данных, в том числе клинических интервью, когнитивных тестов, психических и поведенческих оценок, а также сканирования мозга, сравнивая детей, которые начали читать ради удовольствия в относительно раннем возрасте (от двух до девяти лет), с теми, кто начал это делать позже или сообщил, вообще не любит читать. Анализ контролировал многие важные факторы, включая социально-экономический статус. Из всех участвовавших в исследовании чуть менее половины (48%) имели мало опыта чтения для удовольствия или начали делать это только в более позднем детстве.
Исследователи выявили тесную связь между чтением для удовольствия в раннем возрасте и положительными результатами в школьном возрасте по когнитивным тестам, (вербальное обучение, развитие памяти и речи, общая школьная успеваемость). У этих детей также был отмечен более выский уровень психического благополучия, меньше признаков стресса и депрессии, а также улучшение внимания и уменьшение поведенческих проблем, таких как агрессия и нарушение правил.
Снимки мозга участников показалми, что у читающих с удовольствием детей умеренно большие общие площади и объемы мозга, в том числе определенные области мозга, которые играют решающую роль в когнитивных функциях. Другими областями мозга, которые отличались в этой группе, были связаны с улучшением психического здоровья, поведения и внимания.
Профессор Барбара Саакян с кафедры психиатрии Кембриджского университета сказала: «Чтение — это не просто приятное занятие. Оно вдохновляет на мышление и творчество, усиливает эмпатию и снижает стресс. Но помимо этого, это связано с важными факторами развития детей, улучшая их познавательные способности, психическое здоровье и структуру мозга, которые являются краеугольными камнями для будущего обучения и благополучия».
Читайте также:
Техника чтения в школе: что важно, а что нет
Не любит читать? Ещё 3 совета, которые помогут родителям
Читаем на каникулах: 10 интересных новинок для детей
Фото: Racool_studio/Freepik