«Лапы, морды и хвосты. О собаках»«Лапы, морды и хвосты. О собаках»
0+
3:00
«Лапы, морды и хвосты. О собаках»
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
3:20
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Доставка Пиквика». Мультсериал«Доставка Пиквика». Мультсериал
0+
5:00
«Доставка Пиквика». Мультсериал

Гены или воспитание: что важнее?

Что больше влияет на характер ребенка — наследственность, социальная среда или воспитание? Обсуждаем с психологом.
Ленивыми, добрым, агрессивным, талантливым, тревожным — рождаются или становятся? Всем известно, что предрасположенность ко многим болезням человек наследует генетически у предыдущих поколений. А что с характером? Если передается и он, то можно ли воспитанием компенсировать у ребенка набор генов драчуна, например? Спросили об этом доктора психологических наук Надежду Мазурову.

Надежда Мазурова, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии семьи и детства Российского государственного гуманитарного университета
Надежда Мазурова, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии семьи и детства Российского государственного гуманитарного университета

— Мозг новорожденного ребенка составляет только четверть объема взрослого человека, но все нейроны, вся программа там уже заложены, как в бутоне цветка. У каждого из нас есть генетически заданная инструкция, которую неплохо бы знать, и следовать ей, а не бороться против нее.
Если у человека генетически, на уровне баланса нейромедиаторов, заложена склонность к тревожности или агрессивности, к импульсивности без самоконтроля, то грамотное воспитание, благоприятная социальная среда могут эти черты не стимулировать, сгладить. Неблагоприятное воспитание и социальное окружение, наоборот, как правило, усиливают нежелательные склонности и добавляют еще то, чего вообще могло не быть — травмированность, тяжелые потери и т. д. Я часто вижу родителей, которые рассказывают о своем ребенке примерно так: не хочет, не добивается, не старается. В целом, не такой, как я хочу. Скажем, мама мечтала играть на фортепиано или рисовать, но не смогла. А вот ребенок, у которого для этого нет генетической предрасположенности, должен и будет! Такое неадекватное воспитание встречается, к сожалению, достаточно часто и, не улучшает без того небогатый генетический потенциал. Конечно. Есть хорошая поговорка: «Не проси грушу у тополя», а то тополь сломается, но груш всё равно не будет.


Есть много исследований, показывающих соотношение влияния генетических факторов, среды и воспитания на личность ребенка. Уверенность в себе и интеллект, например, на 45% зависят от генетики, дружелюбие — на 35%, тревожность — на 40%. Конечно, важны и социальные установки. Во времена СССР, чтобы быть успешным, надо было быть героем, бесстрашным первопроходцем.

Сейчас общество держит курс на перфекционизм — ценится человек подогнанный под стандарты красоты с престижным дипломом в кармане. Родного ребенка современные родители часто любят исключительно за то, что отличник, лучше всех по математике, первый в спорте. А если ребенок не оправдывает этих ожиданий, не похож на идеал, то варианты бывают разные: от агрессии до равнодушия или скромного: «нам гордиться нечем». Значит, и любить не за что???


Дети с повышенной возбудимостью, неуправляемые, гиперактивные, склонные к рискованному поведению — носители определенных генов, которые им передали папа или мама. Других ребят все время надо хвалить, они плаксивые, чувствительные к любому стрессору — это тоже врожденные, генетически заложенные качества. Недобор «конфеток для мозга», нейромедиатора счастья и радости, дофамина, — и вот мы видим гиперактивность, склонность к зависимому поведению. Низкий уровень серотонина, который отвечает за адаптивность, гибкость, — и вот высокая чувствительность, тревожность.
Недавно ко мне на прием пришла семья: родители не могут справиться с семилетним сыном. Мальчика невозможно заставить сесть за уроки, занять каким-то делом. Без результата перепробовали весь стандартный набор: ругали, хвалили, подкупали, уговаривали, снова ругали. Всей семьей сдали молекулярно-генетический анализ, который показал, что у папы и мальчика предельно низкий уровень дофамина, а значит, склонность к возбудимости, гиперактивность. У папы это компенсируется за счет недостатка серотонина (папе «страшно быть гиперактивным»), а вот у ребенка такой компенсации нет, поэтому он плохо управляемый. Имея генетическую картину, можно не методом подбора, а достаточно точно по анализам назначать компенсационную схему лечения и психологической помощи. В случае с этим ребенком, показаны постоянная двигательная нагрузка до усталости, многочисленные занятия, препятствующие появлению ощущения скуки, ребенка нужно постоянно хвалить за социально одобряемое поведение и игнорировать просчеты с его стороны. Есть и дополнительное лечение, которое может назначить опытный невролог.


Вот другой пример. Девочка подросток с симптоматикой депрессии, но с неожиданными для нее проявлениями агрессивности. По результатам молекуларно-генетического анализа у нее обнаружен очень высокий уровень норадреналина. С ним что-то нужно делать. Родители по совету психолога разрешили подростку прыгнуть с парашютом с вышки, позволили посещать секцию бокса, осваивать скутер. То есть запустили правильные компенсаторные механизмы, которые не оставили места агрессивности и дурному настроению.

Надо сказать, что за последние 20 лет количество детей с физическими и психическими отклонениями быстро растет и плато еще не достигнуто. В Национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей мы проверили три тысячи ребят в возрасте от 5 до 7 лет, и абсолютно здоровыми оказались только 12%. Причин этому множество. Одна из них — накопление в поколениях неблагоприятной генетической информации.


Генетические факторы нельзя воспринимать линейно, плоско. Они всегда неоднозначны. Масштабные исследования, проведенные в разных странах, показали, например, что образованность наследуется и увеличивается от поколения к поколению. С одной стороны, этот процесс обеспечивает высокую вероятность прекрасного интеллекта у потомков, но с другой стороны, тот же механизм повышает вероятность тревожности и депрессивности. Как тут не вспомнить Екклесиаста: «Многие знания — многие печали»!
В какую сторону будет разворачивается генетическая программа ребенка все-таки во многом зависит от родителей. Можно помочь своему ребенку развиваться гармонично, если знать, с чем бороться, что компенсировать, а что развивать.

Читайте также:

Великие двоечники: 5 гениев, которые плохо учились в школе

Не волноваться: 5 проблем с поведением, которые на самом деле — норма

Такой беспокойный! Как выжить с гиперактивным ребёнком

Фото: Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти