22 февраля 2018

Мужчиной воспитать нельзя, можно помочь вырасти

Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был добрым, воспитанным, умным, успешным и счастливым человеком. Но мамы мальчиков часто добавляют к этим качествам еще одно — быть «настоящим мужчиной». Кто же такой настоящий мужчина? И как его воспитать? Специально для «О!» рассуждает Юлия Жемчужникова, аналитический психолог, исследователь, писатель, мама четырех сыновей и бабушка троих внуков.

Юлия Жемчужникова, аналитический психолог, исследователь, писатель, мама 7 детей, бабушка 6 внуков
Юлия Жемчужникова, аналитический психолог, исследователь, писатель, мама 7 детей, бабушка 6 внуков

Лично я считаю, что мужчиной воспитать нельзя. Можно помочь вырасти. Пол ребёнка — первое, что мы о нём узнаём, чаще всего теперь ещё до рождения. То есть, когда человек еще только родился, он первым делом мальчик или девочка, а потом всё остальное. Можно говорить, что пол — это судьба. Мне больше нравится думать, что он выполняет эволюционные задачи. Конечно, что-то уже заложено природой, коллективной душой в это понятие — мужчина. Но как помочь этому развиться?

Выросло уже несколько поколений мужчин, воспитанных в основном женщинами: матерями, воспитательницами, учительницами. И они отличаются от других. Ситуация изменилась с тех пор, как умерли ремесла и индивидуальное сельское хозяйство, пропало богатое сословие, отцы ушли на заработки, многие так и не вернулись. Возможно, поэтому так часто мы сейчас сетуем на отсутствие настоящих мужчин. Мальчикам не хватает мужского. А что это? Пол — это роль, заложенная в ребенке уже при рождении, ей надо дать возможность проявиться и самой найти себе модели и примеры. Основная мужская роль — исследование и изменение мира. Главное для этого — поиск, умение формулировать вопросы и искать ответы, воля, способность к деланью, риску, ну и сила. Что же еще делает мальчика мужчиной?

Агрессия и активность

Активность и сопряженная с ней агрессия — это часть большого вопроса про эволюцию, преобразующие силы. Агрессия — часть мужской эволюционной творческой и созидательной деятельности. У нас с коллегами-детьми в ходу был термин — «строительная брань». Дело, требующее большого напряжения, связано с выплеском агрессии, но она там и необходима. Рудиментом этого осталось ощущение, что на дело надо разозлиться, чтобы его сделать. Да, работу надо любить, только тогда она делает человека, мужчина он или женщина, счастливым, но мужчине нелегко полюбить то, к чему нет возможности приложить свою творческую активность, свою положительную агрессию.

Психологам отлично известны негативные последствия подавления агрессии: астма, депрессия и другие неприятности. Я навсегда запомнила урок, который преподал мне (уже маме и бабушке) дед-сосед. Я ему говорю: «Любопытство — это попытка любить, пытаешься любить и познаёшь». А он мне: «Чепуха! Любопытство — это любая пытка!». То есть мальчик любит и вскрывает, разламывает, исследует.

Мужское слово

Лично я очень ценю в мальчиках мужское слово и мужское молчание. Что меня расстраивает, так это болтовня. Мне кажется важным это: «Мужик сказал — мужик сделал». В воспитании важен или пример немногословности отца, или понимающая позиция матери. Вот распространенная ситуация: сын рассказывает о драке в классе (жвачке, кинутой в девочку, кнопке на стуле учителя), мама разражается длинной воспитательной тирадой и периодически обращается к отцу: «Ну скажи ему!». А отец молчит.
Отцы вообще часто молчат. Общаться по-мужски трудно для женщины, ведь это другая форма, другая точка взгляда.

Если сын задаёт вопрос маме, как быть? Поторопились ответить на вопрос сына — и вы лишили его возможности реализовывать свою задачу. Не бойтесь сказать «не знаю». Что вам важнее — ваш авторитет или его мужественность? Хотите помочь и не можете сдержаться, помогите ему найти ответ в книгах, в Интернете, в размышлениях, подскажите ему алгоритм, а лучше — алгоритм поиска алгоритма. Помните, мужское воспитание потому всегда считалось жестким, потому что ориентировано на «должен справится сам».

Вот вам просто пример. Сын спрашивает: «Я вырасту?». Женский ответ: «Конечно, сынок, будешь хорошо кушать и обязательно вырастешь». Мужской ответ: «Да».

«Страшные опасности и ужасные приключения»

В 1893 году Фритьоф Нансен отправился в путешествие к Северному Полюсу. Он покинул родную Норвегию, молодую жену и маленькую дочь. Ради чего, собственно? Нансен сказал жене: «Я достигну полюса и вернусь героем!». Тогда как своим соратникам и спонсорам он говорил о других целях: составление карт, проверка научных гипотез, наблюдение за звёздами, Землёй, океаном, льдами, исследование снаряжения и людей, норвежский флаг на Полюсе… Северный Полюс — «вершина Земли» в привычном уже многие века рисовании планеты. Это идея, не имеющая материального смысла, как нет материка под льдами. Мой сын Коляда, когда ему было 16 лет, тоже собирался на Полюс, он говорил: «Если честно, я не знаю, зачем мне туда надо, но надо очень! Может быть, я пойму это там». Нансен готовился к путешествию всю жизнь. Он не достиг цели, но стал первым вернувшимся из самого сердца Арктики.

Мальчишки всё знают, они чувствуют необходимость приключений, а окружающие, как могут, стараются сбивать их с цели — немногим удается её удержать. Но кто-то всё же строит годами яхту, готовится к восхождению или жертвует себя научной идее, большому делу. Зачем мужчинам приключения? Рожденный мужчиной человек приносит в мир энергии активного поиска, исследований, достижений, развития. И мужчина в своей жизни реализует эти идеи и задачи. Порой это трудно, но с древних времен живёт идея героя и героического путешествия. Во все века мужчины стремились покинуть дом для поиска себя, а точнее, для испытаний, проверки своих возможностей и реализации. Ибо в мужской модели «Я» — есть то, чего я достиг.

Помните мультик «Крошка Енот»? Задумайтесь, каким терпением должна обладать мама, чтобы отсылать «крошку» на реку за тростником трижды, доверяя ему самому процесс его борьбы со страхами. Вспомните Буратино: «А если я люблю страшные опасности и ужасные приключения?!». А теперь представьте, что Папа Карло за руку привёл бы Буратино в школу и сдал бы под охрану на воспитание занудным сверчкам? Так бы и дожил до самой старости, наверное, около нарисованного очага, окружая заботой деревянную куклу, развлекающую прохожих и помогающую заработать ему на стаканчик вина. Искусство быть родителями в грамотном чувствительном присмотре и помощи в случае необходимости.

Воля

В современном воспитании фигурируют исключительно такие термины, как привязанность, безопасность, ответственность. Всё это мало способствует росту мужского достоинства и воли. Стоит сказать, что мальчикам необходимо с самого детства иметь возможность подвергаться опасности, только тогда они смогут научиться бояться, быть острожным и любопытным. Дело — еще одна важная составляющая любого роста, мужского особенно. Мальчикам нравятся быть занятыми, многие предпочитают познавать мир наощупь. Но из-за тотального увлечения безопасностью в школах теперь не работают на станках и в огородах, а в летних лагерях совсем нет возможности пробовать опасность. Однако если хотите мужчине помочь вырасти, постарайтесь! Можно попросить деда научить пацана рыбачить или мастерить скворечник, а бабушку в деревне — обеспечить необходимый уровень присмотра. Мальчики сейчас всё реже играют в покорителей Севера, но, по моим наблюдениям, всё чаще играют в «Спасение мира». Когда я это слышу, мне делается хорошо и спокойно. Кстати, в этом смысле многие компьютерные игры не вредны, а даже очень и очень хороши.

Фото: George Rudy/Kamelia Ilieva/Romrodphoto/Shutterstock.com

Юлия Жемчужникова
аналитический психолог, исследователь, писатель
Читайте также:
Что подарить ребёнку на Новый год
14 декабря 2018
Что подарить ребёнку на Новый год
Пусть Дед Мороз принесет полезные подарки!
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
12 декабря 2018
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
Гости нового выпуска программы «О! Дети» поговорят о современной детской литературе.
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
11 декабря 2018
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
Создайте дома атмосферу праздника!
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
10 декабря 2018
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
Искренние советы первоклассникам от первокурсника журфака.
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
6 декабря 2018
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
Как рассказать детям о пингвинятах и их мамах и папах.
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
6 декабря 2018
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
Если вы пропустили, смотрите эфир прямо сейчас!
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
5 декабря 2018
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
6 типов поведения, с помощью которых можно манипулировать мамой и папой.
Всё о зиме: 10 загадок самого холодного времени года
2 декабря 2018
Всё о зиме: 10 загадок самого холодного времени года
Пройдите этот зимний тест вместе с детьми!
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
29 ноября 2018
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
Психолог Мария Наумова о секретах воспитания детей разных темпераментов.
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
28 ноября 2018
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
Позвольте ребёнку самостоятельно получить этот полезный опыт!
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
26 ноября 2018
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
Разбираемся вместе с экспертами.
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
26 ноября 2018
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
Фильм можно посмотреть бесплатно в интернете.
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»:  4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
24 ноября 2018
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»: 4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
Как понять, что является вариантом нормы, а что — тревожный симптом?