6 февраля 2019

Детская ревность: повод для тревоги или этап развития?

Ревность — неприятное чувство, которое доставляет негативные эмоции не только тому, кто его испытывает, но и самому объекту внимания. Когда ребёнок начинает ревновать маму к папе или наоборот, поначалу это выглядит даже мило, но со временем может превратиться в настоящее испытание для всей семьи. Как справиться с детской ревностью и помочь ребёнку преодолеть этот непростой этап развития рассказывает эксперт «О!» детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

«Мама, я люблю тебя. Я хочу на тебе жениться», — говорит трехлетний сын, целуя маму в щеку. «Папа, давай ты будешь моим принцем, а я буду капризничать, и потом ты возьмёшь меня в жёны?» — говорит пятилетняя дочь, и папино сердце тает. Затем приходит второй родитель, и тот же самый милый ребёнок начинает агрессивную кампанию против него, всё время нежно держа объект своей любви за руку.

Ребёнок отказывается брать у другого родителя из рук еду, идти с ним гулять, укладываться спать и не подпускает его к вам? Он или она ведут себя так, словно вы — их собственность, их единственный, самый важный на свете ресурс, который надо защищать изо всех сил от посягательств? Так проявляется ревность — неприятное чувство, что кто-то получает то, что должно принадлежать мне по праву.

Когда появляется ревность?

Впервые с такими проявлениями вы можете встретиться уже к концу первого года жизни малыша. Расслабьтесь. Это важный этап развития, который проходит каждый ребенок. Если на втором году жизни дети чаще ревнуют маму ко всем на свете, то примерно к четвёртому году появляется различие: мальчики продолжают ревновать маму к папе, а девочки могут начать ревновать папу к маме. «Эдипов комплекс» — краеугольный камень психоаналитической теории, который описывает нормальную стадию психического развития в возрасте от 3 до 5 лет. Эта фаза наступает после того, как ребёнок частично начал уходить в отрыв от мамы и от родителей вообще, намереваясь найти собственную личность, свою идентичность. Он теперь «всё сам и не так как ты». Он демонстрирует сильную привязанность, и даже физическое влечение, к родителю противоположного пола и соперничество с однополым родителем. Иногда, правда, бывает и строго наоборот.

Одна четырёхлетняя девочка после возвращения отца из длительной командировки так яростно воевала с ним, чтобы не допустить его к своей матери, его жене, что не спала ночами, прижимаясь к маме, выталкивала отца из постели ногами. В ответ взрослый папа тоже начал воевать с малышкой и не сумел отстоять своё право на место рядом с женой. Семья распалась.

Когда мы говорим «физическое влечение» — это значит, что ребёнок хочет быть постоянно рядом с этим родителем, обнимать и целовать его, требует, чтобы этот родитель уделял внимание только ему и заботился только о нём.

Что такое «Эдипов комплекс»?

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд ввел понятие «Эдипов комплекс», решив, что происходящее с маленькими детьми похоже на историю, описанную в пьесе «Царь Эдип», которую в 429 году до нашей эры написал афинский драматург Софокл. В этой греческой трагедии оракул сообщает королю Фив, что сын в будущем его убьёт. В результате королева под давлением мужа и в надежде отменить предсказание, оставляет младенца Эдипа на горе, чтобы он умер. В те времена к младенцам относились без нашего пиетета. «Этого выбросим, родим нового» — обычный девиз даже в королевских семьях. Без их ведома младенца спасает и берёт на воспитание король Коринфа. Когда Эдип становится мужчиной, оракул и ему говорит, что он убьёт своего отца, а его мать родит ему детей. Чтобы избежать этого ужаса и нарушения запрета на инцест, Эдип покидает Коринф и людей, которых он считает своими родителями (кстати, история и про то, что приемным детям лучше сообщать, что они приёмные), и направляется в Фивы, где встречает фивинского царя — своего биологического отца, и убивает его в бою. Он идёт во дворец, выигрывает руку овдовевшей королевы, своей биологической мамы, и женится на ней.

В общем, произошло всё это совершенно случайно или из-за того, что взрослые секретничали не там, где это надо — неизвестно, однако причина трагедии точно не в том, что Эдип — плохой парень. Он убегал от идеи «убей папу и женись на маме», но ничего хорошего не получилось. Когда становится известно, что Эдип на самом деле сын королевы, она вешается. Эдип находит её и со стыдом и чувством вины ослепляет себя и уходит в скитания. Обычная греческая трагедия.

Фрейд утверждал, что сложная стадия чувств «как у Эдипа» является естественной фазой для ребёнка определенного возраста, и избегание этой критической стадии ничем хорошим для развития детской психики не закончится. Напротив, ребёнок должен пройти этот этап и прийти к конструктивному разрешению сложного конфликта чувств и желаний, отказаться от фантазий о свадьбе или любви с родителем и найти себе соответствующую пару вне семьи и жить дальше счастливо, а не повторять греческую трагедию.

Как понять, когда ребёнок вступил в эту стадию? Есть три самых очевидных маркера:

  • Глубокая привязанность к родителю, обычно противоположного пола. Ваш ребенок может стать чрезмерно любящим, «липнуть» к вам и даже пытаться поцеловать вас «как папа или мама». Он может требовать постоянного внимания только одного родителя.

  • Безразличие или грубое отношение к другому родителю. Ребёнок может прибегнуть к безмолвному обращению с другим родителем, может даже показаться, что он вообще его не любит. Он рассказывает любимому родителю различные ужасные истории про поведение не любимого родителя, часто выдуманные, но если остаётся один на один с отвергаемым родителем, то может вполне нормально себя чувствовать и не нападать.

  • Ревность собственнического характера. Ребёнок будет проявлять собственнический характер по отношению к любимому родителю. Например, он может разозлиться, когда папа пытается показать любовь к маме, и когда мама проявляет любовь к папе! На этом этапе ребенок хочет маму только для себя.

Не стоит сильно переживать. Это естественный процесс, и мало того, это — психическое достижение, до него ещё надо дорасти! Родители должны понимать, что это — нормальная стадия развития. Важно во время неё не отвергать, не использовать, не наказывать и не позорить ребёнка за то, что у него есть естественные порывы сердца. Было бы здорово, если бы вы смогли сесть и поговорить на эту тему по душам, правда, в возрасте от 3 до 5 лет сомнительно, что вас будут долго выслушивать, поэтому постарайтесь объяснять ребёнку происходящее без длительных нравоучений, даже если вы действительно страдаете от его ревности.

Если ребёнок переходит границы, в которых вы чувствуете себя комфортно (например, пытается целоваться, как папа), объясняйте спокойно, что так выражать свои чувства принято между родителями, но не принято между родителем и ребёнком. И обязательно покажите, как лучше выражать свою любовь, объясните, что и мама и папа ребёнка тоже очень любят. Помните, что вы имеете дело с человеком, который ещё только учится проявлять свои чувства, и делает это так, как он увидел или так, как придумал сам. Подскажите ему, как правильно выражать себя в нашем обществе. Знайте, что это только фаза развития, и она пройдет. Держитесь!

Выход из «Эдипова комплекса»

Ваш ребенок проходит через эту стадию развития, чтобы узнать что-то важное про самого себя. Когда он достигает конца этого этапа, он отказывается от своего влечения к одному родителю и начинает больше отождествлять себя с другим родителем. В это время другой родитель начинает больше общаться с ребёнком, способствуя его развитию. Эдипов комплекс — естественная стадия роста как для мальчиков, так и для девочек. В психоанализе считается, что девочки проходят аналогичную стадию развития как и мальчики, но со своими особенностями, под метафорическим названием, взятым из ещё одной греческой трагедии, — «комплекс Электры».

Рассмотрим, как происходит конструктивный выход из Эдиповой ситуации на примере мальчика Никиты. Никите 4 года. Он очень любит свою маму, прижимается к ней, говорит, что она самая любимая на свете, интересуется, как и где они будут с мамой жить, когда папа наконец умрёт. С папой разговаривать отказывается. При попытках папы передать жене вещь или обнять её, яростно атакует его, топает ногами и кричит.

Мама Никиты в этот момент не улыбается и говорит: «Никита, ты сейчас ревнуешь папу ко мне, ты думаешь, что папа отберёт меня у тебя. Но я люблю твоего папу, моего мужа. Я знаю его дольше, чем тебя. И я люблю вас обоих. Тебя — моего сына, и твоего папу — моего мужа. Я не готова ни от кого отказываться.» Папа Никиты продолжает: «И я вижу, что ты ревнуешь, но твоя мама — моя жена, а не только твоя мама. Так что она — наша с тобой родная и любимая. Но у тебя и у меня разные отношения с твоей мамой. Я тебя тоже люблю, ты — мой сын. У тебя тоже будет своя пара, когда ты полюбишь кого-нибудь.»

Никита постепенно понимает, что папа совершенно не собирается сдаваться и передавать свой царский трон и царицу-мать сыну. Он начинает искать эмоциональные выходы из этой сложной ситуации и придумывает, в конце концов, что надо быть похожим на папу, чтобы в будущем найти себе пару, такую же замечательную как мама. Почему? Потому что мама ведь любит именно такого папу! Для того, чтобы стать похожим на папу, Никита пытается познакомиться с ним поближе, узнать, что ему интересно, о чём он разговаривает, как ведёт себя с окружающими. Причём, самые пугающие Никиту черты характера отца усваиваются им в первую очередь. Это происходит потому, что дети неосознанно понимают, что лучше присвоить те качества, которые могут обернуться против них.

Итог: где-то к 6−7 годам Никита больше не протестует по любому поводу, лишь бы против отца, а наоборот, стремится провести с ним время… чтобы продолжать любить свою маму. Он говорит часто: «мы с папой», «я как папа».

Конечно, это пример конструктивного разрешения внутреннего конфликта ребёнка в эдиповой ситуации. Существует ещё множество вариантов застревания, когда нормальный этап развития превращается в серьёзную проблему. Про это можно написать отдельную книгу. Важно, чтобы все дети успешно прошли эту стадию развития именно в детстве. Последствия наказаний, критики, игнорирования чувств ребёнка на этом этапе могут привести к различным психологическим проблемам во взрослом возрасте. Гораздо легче столкнуться с явными чувствами трёхлетки, чем преодолевать проблемы 30-летнего ребёнка, который продолжает воевать с миром в поисках материнской любви!

Читайте также:

Как научить ребёнка засыпать самостоятельно

5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети

Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка

Фото: Liderina, grafvision/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
18 февраля 2019
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
Как научить сына отвечать за свои поступки.
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
16 февраля 2019
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
Главные причины ссор с одноклассниками и педагогами.
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
15 февраля 2019
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
Почему у малыша нет друзей и как их найти: рассуждает психолог.
5 мифов о дислексии
12 февраля 2019
5 мифов о дислексии
Самые распространённые заблуждения и их разоблачения.
7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения
7 февраля 2019
7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения
Маленькие хитрости, которые помогут ребёнку не только в школе.
5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети
1 февраля 2019
5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети
А вот у взрослых они, чаще всего, вызывают затруднения!
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно
30 января 2019
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно
Что делать, если ребёнок боится спать один?
Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка
29 января 2019
Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка
Как научить ребёнка составлять рассказ по картинкам?
«Это не болезнь!»: история мамы ребёнка-дислексика, сменившей профессию ради сына
24 января 2019
«Это не болезнь!»: история мамы ребёнка-дислексика, сменившей профессию ради сына
Из лингвистов в дефектологи, чтобы помочь сыну освоить школьную программу.
9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями
23 января 2019
9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями
Как справиться с болезнями, которые не вылечишь лекарствами.
Тест: хорошо ли вы знаете детские песенки?
19 января 2019
Тест: хорошо ли вы знаете детские песенки?
10 вопросов для настоящих знатоков.
Осознанность — главный способ борьбы с детской тревожностью
16 января 2019
Осознанность — главный способ борьбы с детской тревожностью
Отчего возникает беспокойство, как с ним бороться и две телесные игры, которые помогут справиться с тревожностью.