6 февраля 2019

Детская ревность: повод для тревоги или этап развития?

Ревность — неприятное чувство, которое доставляет негативные эмоции не только тому, кто его испытывает, но и самому объекту внимания. Когда ребёнок начинает ревновать маму к папе или наоборот, поначалу это выглядит даже мило, но со временем может превратиться в настоящее испытание для всей семьи. Как справиться с детской ревностью и помочь ребёнку преодолеть этот непростой этап развития рассказывает эксперт «О!» детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

«Мама, я люблю тебя. Я хочу на тебе жениться», — говорит трехлетний сын, целуя маму в щеку. «Папа, давай ты будешь моим принцем, а я буду капризничать, и потом ты возьмёшь меня в жёны?» — говорит пятилетняя дочь, и папино сердце тает. Затем приходит второй родитель, и тот же самый милый ребёнок начинает агрессивную кампанию против него, всё время нежно держа объект своей любви за руку.

Ребёнок отказывается брать у другого родителя из рук еду, идти с ним гулять, укладываться спать и не подпускает его к вам? Он или она ведут себя так, словно вы — их собственность, их единственный, самый важный на свете ресурс, который надо защищать изо всех сил от посягательств? Так проявляется ревность — неприятное чувство, что кто-то получает то, что должно принадлежать мне по праву.

Когда появляется ревность?

Впервые с такими проявлениями вы можете встретиться уже к концу первого года жизни малыша. Расслабьтесь. Это важный этап развития, который проходит каждый ребенок. Если на втором году жизни дети чаще ревнуют маму ко всем на свете, то примерно к четвёртому году появляется различие: мальчики продолжают ревновать маму к папе, а девочки могут начать ревновать папу к маме. «Эдипов комплекс» — краеугольный камень психоаналитической теории, который описывает нормальную стадию психического развития в возрасте от 3 до 5 лет. Эта фаза наступает после того, как ребёнок частично начал уходить в отрыв от мамы и от родителей вообще, намереваясь найти собственную личность, свою идентичность. Он теперь «всё сам и не так как ты». Он демонстрирует сильную привязанность, и даже физическое влечение, к родителю противоположного пола и соперничество с однополым родителем. Иногда, правда, бывает и строго наоборот.

Одна четырёхлетняя девочка после возвращения отца из длительной командировки так яростно воевала с ним, чтобы не допустить его к своей матери, его жене, что не спала ночами, прижимаясь к маме, выталкивала отца из постели ногами. В ответ взрослый папа тоже начал воевать с малышкой и не сумел отстоять своё право на место рядом с женой. Семья распалась.

Когда мы говорим «физическое влечение» — это значит, что ребёнок хочет быть постоянно рядом с этим родителем, обнимать и целовать его, требует, чтобы этот родитель уделял внимание только ему и заботился только о нём.

Что такое «Эдипов комплекс»?

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд ввел понятие «Эдипов комплекс», решив, что происходящее с маленькими детьми похоже на историю, описанную в пьесе «Царь Эдип», которую в 429 году до нашей эры написал афинский драматург Софокл. В этой греческой трагедии оракул сообщает королю Фив, что сын в будущем его убьёт. В результате королева под давлением мужа и в надежде отменить предсказание, оставляет младенца Эдипа на горе, чтобы он умер. В те времена к младенцам относились без нашего пиетета. «Этого выбросим, родим нового» — обычный девиз даже в королевских семьях. Без их ведома младенца спасает и берёт на воспитание король Коринфа. Когда Эдип становится мужчиной, оракул и ему говорит, что он убьёт своего отца, а его мать родит ему детей. Чтобы избежать этого ужаса и нарушения запрета на инцест, Эдип покидает Коринф и людей, которых он считает своими родителями (кстати, история и про то, что приемным детям лучше сообщать, что они приёмные), и направляется в Фивы, где встречает фивинского царя — своего биологического отца, и убивает его в бою. Он идёт во дворец, выигрывает руку овдовевшей королевы, своей биологической мамы, и женится на ней.

В общем, произошло всё это совершенно случайно или из-за того, что взрослые секретничали не там, где это надо — неизвестно, однако причина трагедии точно не в том, что Эдип — плохой парень. Он убегал от идеи «убей папу и женись на маме», но ничего хорошего не получилось. Когда становится известно, что Эдип на самом деле сын королевы, она вешается. Эдип находит её и со стыдом и чувством вины ослепляет себя и уходит в скитания. Обычная греческая трагедия.

Фрейд утверждал, что сложная стадия чувств «как у Эдипа» является естественной фазой для ребёнка определенного возраста, и избегание этой критической стадии ничем хорошим для развития детской психики не закончится. Напротив, ребёнок должен пройти этот этап и прийти к конструктивному разрешению сложного конфликта чувств и желаний, отказаться от фантазий о свадьбе или любви с родителем и найти себе соответствующую пару вне семьи и жить дальше счастливо, а не повторять греческую трагедию.

Как понять, когда ребёнок вступил в эту стадию? Есть три самых очевидных маркера:

  • Глубокая привязанность к родителю, обычно противоположного пола. Ваш ребенок может стать чрезмерно любящим, «липнуть» к вам и даже пытаться поцеловать вас «как папа или мама». Он может требовать постоянного внимания только одного родителя.

  • Безразличие или грубое отношение к другому родителю. Ребёнок может прибегнуть к безмолвному обращению с другим родителем, может даже показаться, что он вообще его не любит. Он рассказывает любимому родителю различные ужасные истории про поведение не любимого родителя, часто выдуманные, но если остаётся один на один с отвергаемым родителем, то может вполне нормально себя чувствовать и не нападать.

  • Ревность собственнического характера. Ребёнок будет проявлять собственнический характер по отношению к любимому родителю. Например, он может разозлиться, когда папа пытается показать любовь к маме, и когда мама проявляет любовь к папе! На этом этапе ребенок хочет маму только для себя.

Не стоит сильно переживать. Это естественный процесс, и мало того, это — психическое достижение, до него ещё надо дорасти! Родители должны понимать, что это — нормальная стадия развития. Важно во время неё не отвергать, не использовать, не наказывать и не позорить ребёнка за то, что у него есть естественные порывы сердца. Было бы здорово, если бы вы смогли сесть и поговорить на эту тему по душам, правда, в возрасте от 3 до 5 лет сомнительно, что вас будут долго выслушивать, поэтому постарайтесь объяснять ребёнку происходящее без длительных нравоучений, даже если вы действительно страдаете от его ревности.

Если ребёнок переходит границы, в которых вы чувствуете себя комфортно (например, пытается целоваться, как папа), объясняйте спокойно, что так выражать свои чувства принято между родителями, но не принято между родителем и ребёнком. И обязательно покажите, как лучше выражать свою любовь, объясните, что и мама и папа ребёнка тоже очень любят. Помните, что вы имеете дело с человеком, который ещё только учится проявлять свои чувства, и делает это так, как он увидел или так, как придумал сам. Подскажите ему, как правильно выражать себя в нашем обществе. Знайте, что это только фаза развития, и она пройдет. Держитесь!

Выход из «Эдипова комплекса»

Ваш ребенок проходит через эту стадию развития, чтобы узнать что-то важное про самого себя. Когда он достигает конца этого этапа, он отказывается от своего влечения к одному родителю и начинает больше отождествлять себя с другим родителем. В это время другой родитель начинает больше общаться с ребёнком, способствуя его развитию. Эдипов комплекс — естественная стадия роста как для мальчиков, так и для девочек. В психоанализе считается, что девочки проходят аналогичную стадию развития как и мальчики, но со своими особенностями, под метафорическим названием, взятым из ещё одной греческой трагедии, — «комплекс Электры».

Рассмотрим, как происходит конструктивный выход из Эдиповой ситуации на примере мальчика Никиты. Никите 4 года. Он очень любит свою маму, прижимается к ней, говорит, что она самая любимая на свете, интересуется, как и где они будут с мамой жить, когда папа наконец умрёт. С папой разговаривать отказывается. При попытках папы передать жене вещь или обнять её, яростно атакует его, топает ногами и кричит.

Мама Никиты в этот момент не улыбается и говорит: «Никита, ты сейчас ревнуешь папу ко мне, ты думаешь, что папа отберёт меня у тебя. Но я люблю твоего папу, моего мужа. Я знаю его дольше, чем тебя. И я люблю вас обоих. Тебя — моего сына, и твоего папу — моего мужа. Я не готова ни от кого отказываться.» Папа Никиты продолжает: «И я вижу, что ты ревнуешь, но твоя мама — моя жена, а не только твоя мама. Так что она — наша с тобой родная и любимая. Но у тебя и у меня разные отношения с твоей мамой. Я тебя тоже люблю, ты — мой сын. У тебя тоже будет своя пара, когда ты полюбишь кого-нибудь.»

Никита постепенно понимает, что папа совершенно не собирается сдаваться и передавать свой царский трон и царицу-мать сыну. Он начинает искать эмоциональные выходы из этой сложной ситуации и придумывает, в конце концов, что надо быть похожим на папу, чтобы в будущем найти себе пару, такую же замечательную как мама. Почему? Потому что мама ведь любит именно такого папу! Для того, чтобы стать похожим на папу, Никита пытается познакомиться с ним поближе, узнать, что ему интересно, о чём он разговаривает, как ведёт себя с окружающими. Причём, самые пугающие Никиту черты характера отца усваиваются им в первую очередь. Это происходит потому, что дети неосознанно понимают, что лучше присвоить те качества, которые могут обернуться против них.

Итог: где-то к 6−7 годам Никита больше не протестует по любому поводу, лишь бы против отца, а наоборот, стремится провести с ним время… чтобы продолжать любить свою маму. Он говорит часто: «мы с папой», «я как папа».

Конечно, это пример конструктивного разрешения внутреннего конфликта ребёнка в эдиповой ситуации. Существует ещё множество вариантов застревания, когда нормальный этап развития превращается в серьёзную проблему. Про это можно написать отдельную книгу. Важно, чтобы все дети успешно прошли эту стадию развития именно в детстве. Последствия наказаний, критики, игнорирования чувств ребёнка на этом этапе могут привести к различным психологическим проблемам во взрослом возрасте. Гораздо легче столкнуться с явными чувствами трёхлетки, чем преодолевать проблемы 30-летнего ребёнка, который продолжает воевать с миром в поисках материнской любви!

Читайте также:

Как научить ребёнка засыпать самостоятельно

5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети

Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка

Фото: Liderina, grafvision/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.