1 февраля 2019

5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети

Внимательность — важный навык для любого человека. Водителю она пригодится в дороге, математику — при решении задач, врачу — для определения верного диагноза. Вы когда-нибудь задумывались, насколько вы внимательны? Специально для «О!» сооснователь компании «Абакус» и STEM-школы «Robooky» Радмир Ганиев собрал 5 задачек на концентрацию внимания. Эти тесты решают ученики Абакус-центра перед тем, как начать обучение ментальной арифметике, а также в конце первого года обучения. А вы с ними справитесь?

Радмир Ганиев, сооснователь компании «Абакус» и STEM-школы «Robooky»
Радмир Ганиев, сооснователь компании «Абакус» и STEM-школы «Robooky»

Буквенный тест

Методика Мюнстерберга представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.

Текст для работы
Текст для работы

В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время — это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты). Если вы нашли большее количество слов, вы или вспомнили древний язык или вам необходимо провериться у психиатра.

Цифровой тест

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.

Если на каждую из таблиц вы затрачиваете время не более 40 секунд, у вас концентрация внимания на хорошем уровне. Не более 50 секунд — концентрация на достаточном уровне. Более 50 секунд — слабая концентрация.

Методика «10 слов»

Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.

Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток)
Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток)

Хорошая концентрация внимания, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.

Светофор

Тест «Светофор» представляет собой последовательность слов, описывающих цвета, но с небольшим подвохом: слова зелёный, красный, синий, фиолетовый записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, который этим словом обозначается. То есть слово «жёлтый» зеленого цвета, слово «синий» — красного. Попробуйте прочитать текст, называя не само слово, а цвет, которым это слово написано.

Если вы не совершили ни одной ошибки с первого раза — с концентрацией внимания у вас всё в полном порядке! Если же задание вызвало затруднения, вам стоит потренироваться.

Муха

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным игровым полем 4×4 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!») «муха» перемещается на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди.

Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто — то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому — то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение «Муха» может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию. Важной характеристикой внимания является его объём — широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит, как бы, само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

Упражнение «Две мухи» — более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи — муха 1 и муха 2. Ходят мухи по очереди, например: «Муха 1 — вверх», «Муха 2 — вправо». Правила и задача — те же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок — хороший результат.

Читайте также:

STEM-образование: 3 вопроса про самую современную методику развития

Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка

Как управлять вертолётом: отрывок из книги, после которой даже взрослый захочет стать пилотом

Фото: igorwheeler/Shutterstock.com

Читайте также:
5 детских игр для прогулки
19 ноября 2019
5 детских игр для прогулки
«На улицу не выгонишь», «Совсем не гуляют и не играют друг с другом», «Все, что их интересует – это гаджеты». Сложно спорить: представить современного ребенка без мобильного телефона сложно, но это не уменьшает любовь детей к подвижным совместным играм. Вот несколько проверенных временем идей!
Весёлые выходные на «Игроконе» 
15 ноября 2019
Весёлые выходные на «Игроконе» 
Фестиваль настольных игр и развлечений пройдёт 16 и 17 ноября в московском КВЦ «Сокольники».
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
29 августа 2019
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
Помогут словесные игры, обсуждение прочитанного. А вот спешка — только повредит!