30 января 2019

Как научить ребёнка засыпать самостоятельно

Многие современные родители сильно ориентированы на потребности ребёнка и стараются делать всё, чтобы малышу было комфортно. Например, мамы и папы готовы часами сидеть рядом с детской кроватью, если ребёнку страшно или он не может уснуть. Вместо того, чтобы тратить драгоценное вечернее время на бесконечные укладывания, попробуйте изменить сам процесс! Что делать, если ребёнок боится спать один и как научить его засыпать самостоятельно, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Давайте сразу договоримся, что речь пойдёт не о младенцах, а о детях старше 5 лет, у которых по разным причинам не получилось до этого возраста научиться регулярно самостоятельно засыпать в своей кровати, несмотря на то, что мама и папа изо всех сил успокаивают ребёнка словами и тщательно проверяют, не спрятался ли под кроватью какой-нибудь монстр.

Если ваш ребенок может уснуть только тогда, когда он крепко прижимается к вам, если он мгновенно открывает глаза, когда вы пытаетесь отползти на цыпочках или по-пластунски из комнаты, если ваши попытки использовать длинные рассуждения, чтобы заговорить страхи и выгнать привидений, ничего не приносят или приносят, но лишь на двадцать минут, если вы настаиваете на том, что ребёнок должен засыпать один, но это не помогает и приводит к конфликту, который заставляет всех потерять терпение, и вместо того, чтобы спать, все спорят и рыдают, если ваш ребёнок спит в вашей кровати и наотрез отказывается спать в своей или вам приходится спать у него в кровати и вы уже забыли, как это — спать отдельно, обязательно прочитайте этот текст.

Каприз или необходимость?

Многие мамы и папы не знают, стоит ли настаивать на том, чтобы ребёнок делал то, что он, кажется, сделать не готов. Мало кому хочется чувствовать себя жестокими родителями. Взрослые боятся травмировать ребёнка и обсуждают на форумах: разве не естественно, что дети спят со своими родителями столько, сколько им нужно? Зачем торопить события? Выйдет замуж/женится, тогда будет спать со своим мужем/женой. Это тоже путь. Но, возможно, вы уже начали беспокоиться о том, что происходит с вашим ребёнком, почему у него такая повышенная тревожность и откуда взялись эмоциональные проблемы, а также неуверенность в себе. Может быть, вы почувствовали, что проблема со сном разрушает вашу семейную жизнь, отнимая у родителей драгоценное вечернее время, когда столько всего можно успеть сделать для себя и для семьи, а возможно, она даже мешает отношениям между мужем и женой и вызывает интенсивный конфликт между родителями и ребёнком. В конце концов, может быть, вам просто совсем не нравится спать вместе с подросшим ребёнком, ведь ни вы, ни он не высыпаетесь нормально. Разве ребёнок не был бы более уверенным в себе, если бы мог преодолевать свою тревогу и научился бы успокаивать себя сам? Разве не все в семье чувствовали бы себя от этого лучше?

Мы хотим, чтобы наши дети чувствовали себя уверенно, умели расслабляться, зная, что они в безопасности, могли обращаться за помощью, когда чувствуют себя плохо, но в то же время были способны успокаивать себя в ситуациях, когда родители обеспечили им все условия для этого. Мы хотим, чтобы наши дети понимали свои чувства, могли говорить, если что-то не так, и рассказывали о своих проблемах. В отношениях с детьми мы стремимся к балансу независимости и близости.
Когда речь идет о сне, мы желаем, чтобы они чувствовали себя хорошо. Мы, возможно, готовы поспать с ними рядом время от времени в самые тревожные ночи, но при этом изо всех сил мечтаем, чтобы все проводили ночи в своих кроватях на регулярной основе.

Почему дети не могут заснуть без мамы?

По мере того, как дети растут, их воображение совершенствуется, способность воспринимать потенциальные угрозы становится выше. Именно поэтому лучше бы научить ребёнка засыпать отдельно и самостоятельно до того, как воображение будет занимать у него в голове слишком много места. Подрастая и воображая, дети начинают думать о будущем. «А что, если…» — мышление развивается: «Что, если бандит попадет в дом? Что, если сова залетит в окно? А если на дом упадёт самолёт? А если я засну, а маму украдут?» Это может привести к тому, что ребёнок почувствует себя слишком уязвимым. Заснуть — значит, совсем потерять бдительность и остаться в беспомощном положении.

Возможно, проблема у ребёнка началась после того, как он посмотрел страшное кино, услышал ваши разговоры о бандитах — например, вы очень эмоционально говорили, что нельзя открывать дверь чужим. А может быть, это началось после вашей неожиданной командировки, когда у вас не получилось предупредить ребёнка об отъезде, или ребёнок в принципе всегда был беспокойным, плохо спящим и нуждался в родителе с тех пор, как он был малышом — и пока ещё у него не было опыта в том, чтобы справляться самому.

Биологически так устроено, что с рождения беспомощный детёныш должен искать защиты у родителей. Когда дети напуганы, они автоматически идут за утешением к маме. Рациональные тексты не работают, потому что ваш современный взрослый мозг разговаривает со сложным, но очень древним аппаратом обнаружения угроз в мозгу ребёнка. Его устройство очень понятное. Опасность рядом? Держись рядом с мамой и папой. Игнорировать эти страшные мысли? Нет никаких шансов. В течение бесчисленных поколений дети спали с родителями или очень близко. Дети с такой функцией выживали чаще, чем те, кто бродил один без родителей по лесу. Тревога защищает детей в опасных условиях. Неважно даже, если она в большинстве случаев является неправильной, заставляя детей цепляться за родителей, когда реальной опасности нет.

Зачем нужен навык самоуспокоения?

При наличии выбора испуганный ребёнок всегда будет держаться теплого безопасного родителя, а не полагаться на свои собственные ресурсы для спасения. Утешать, успокаивать себя — это умение, которым человек овладевает на основе последовательно приобретаемого опыта, а не потому, что ему долго что-то объясняли.
Как это происходит: ребёнок думает о страшном, ждёт страшного, но ничего плохого не происходит, беспокойство утихает, со времени он узнаёт, что короткое ожидание и расслабление — это хорошие стратегии. Если ребёнок не пытался ждать и потом успокаиваться, то у него не будет возможности узнать, что самоуспокоение работает. Бежать к маме или папе намного легче, чем ждать и успокаиваться самому. Дети, которым нужны родители, чтобы уснуть, научились перед сном полагаться только на них и не научились полагаться на себя.

Если ваш ребёнок не засыпает самостоятельно, то вовсе не обязательно у него глубокая психологическая проблема, тревожное расстройство или депрессия. Вполне возможно, что это отсутствие навыка самоуспокоения перед сном, но если проблемы с ребёнком значительно шире, чем проблема засыпания, то стоит показать его профильным специалистам.

Как помочь ребёнку научиться засыпать самостоятельно?

Выработайте ритуал, которого вы будете придерживаться перед сном. Процедура должна быть расслабляющей и завершать день. Продолжительность ритуала — от 20 до 30 минут. Регулярность и последовательность успокаивает детей. Обязательно выделите на это занятие достаточно времени, чтобы никто не чувствовал себя спешащим и напряженным. Обратите внимание, что ваш ребёнок делает обычно в течение дня, чтобы успокоить себя. Есть ли у него любимая игрушка или специальная подушка? Может быть, у него есть любимый способ пожелать спокойной ночи? Развивайте эти ритуалы и наслаждайтесь ими вместе с ним. Обратите внимание на ваш тон голоса, вы должны говорить в тёплых, успокаивающих тонах, чтобы создать расслабленное, позитивное настроение.

Важно, чтобы ваш ребёнок чувствовал, что его кровать — самое уютное и безопасное место в мире. Помогите ему развить положительные ассоциации со сном: поговорите о том, насколько хороша кровать, насколько теплыми или прохладными являются одеяла, все ли в комнате находится в нужном месте, может быть, придётся что-то немного улучшить, чтобы ребёнка это устраивало.

Выберите время отхода ко сну и строго придерживайтесь его, чтобы организм привык. Для детей 5−9 лет норма сна — от 9,5 до 11 часов, для ребят 10−12 лет — от 8,5 до 10 часов. Как узнать, что ребёнку этого времени для сна недостаточно? Если он очень устал и продолжает ворчать и капризничать через 10−15 минут после пробуждения, вероятно, ему требуется больше сна. Перед началом ритуала убедитесь, что все потребности удовлетворены: ребёнок попил, поел, воспользовался туалетом, иначе он будет вставать снова и снова, убеждая вас, что он голоден или хочет в туалет — от страха, чтобы оттянуть ваш уход. Проверьте, что у кровати стоит стакан воды, а любимая игрушка или подушка на месте.

Варианты ритуалов

Что может сделать ребёнок:

  • Подготовить одежду на завтра.

  • Подготовить рюкзак к школе. Важно: уважаемые родители, он сам это делает, а не вы! Можно заранее составить список, а затем проверить правильность выполнения, но не собирать портфель за ребёнка.

  • Принять теплую ванну (душ часто возбуждает, а не успокаивает).

  • Надеть пижаму.

  • Почистить зубы.

Что можете сделать вы:

  • Выделить время для беседы. Поговорите о чем-то приятном, что произошло сегодня, обсудите планы на завтра, особенно позитивные.

  • Прочитать историю вместе. Кстати, я бы этот пункт поставила в самое начало, чтобы торговля за то, сколько сказок и песен надо исполнить до сна, не омрачала сам процесс засыпания. Но это ваш ритуал, важно делать так, как вам кажется удобнее.

  • Обнять, поцеловать и пожелать спокойной ночи.

  • Следуйте этим же шагам каждую ночь. Занятия за 1−1,5 часа перед сном должны быть расслабляющими, а не стимулирующими. Избегайте ТВ и просмотра видео прямо перед сном, а также бега, активных игр, громких споров, гневных конфликтов, критики, жалоб и обсуждения проблем. Это время для отдыха и расслабления, а не для выяснения отношений.

Правила засыпания

Эти правила стоит обсудить всем вместе днём на семейной встрече.

Ребёнок входит в зону сна (свою комнату, часть комнаты) один. Укладывается в кровать, укрывается, устраивается так, как ему кажется удобным. Возле кровати есть небольшой ночник, который он может сам включить и выключить, не вставая с кровати. После этого он может позвать родителей поговорить и пожелать спокойной ночи. Родители выключают свет, могут немного посидеть при ночнике рядом с кроватью или на кровати ребёнка, но не лежать с ним. После того, как родитель пожелал спокойной ночи, он выходит из комнаты и сидит рядом с комнатой ребёнка некоторое время в течение несколько дней. Вариант: первое время сидит на кровати ребёнка. Сидит, но не лежит! Через несколько дней — находится в комнате ребёнка, но не на кровати. Далее — родитель примерно раз в 10 минут заглядывает в комнату ребёнка, чтобы показать, что он никуда не пропал, но не ведёт никаких длительных дискуссий. Может говорить какую-нибудь одну фразу вроде: «Спокойной ночи!», «Мы рядом!» успокаивающим голосом. Обычно через несколько дней ребёнок убеждается, что у него получается уснуть одному, и дальнейший процесс идёт легче.

Если ребёнок стал засыпать сам, но прибегает спать к вам посреди ночи, это значит, что он уже совершил серьёзное продвижение к самостоятельности, и вам важно это обсудить днём, но сообщить, что вы будете очень рады, если он научится справляться сам и ночью. После этого разговора вам нужно объяснить, что будет происходить, когда ребёнок будет прибегать ночью: я буду вставать и молча отводить тебя к твоей кровати. Я посижу немного рядом, потом пересяду подальше, когда ты понемногу начнёшь справляться сам.

Как работать со своими эмоциями

Мешать ребёнку научиться засыпать самостоятельно могут родительские эмоциональные потребности.

  • Родители хотят избежать беспокойства за ребенка: «Мне важно слышать, как он дышит!» Возможно, у вас есть травматический опыт, связанный с болезнями близких, его можно обсудить со специалистами, ребёнок не должен оставаться неуверенным в себе из-за тяжелого родительского опыта.

  • «Но спать вместе так естественно». Трудно быть твердым в установлении правил, если вы все ещё сами не определились в этой основной проблеме.

  • «Ребёнок спит со мной потому, что ему это нужно». Нужно, но только потому, что он не знает, как можно по-другому. Когда-то он не умел сам есть, ходить и говорить, а теперь умеет.

  • Родительская тревога. Родители могут беспокоиться о разлуке, одиночестве или о чём-нибудь ещё, а ребёнок под боком успокаивает их. Лучше поискать другие способы утешить себя.

  • Родители тоже нуждаются в любви. Вы так нуждаетесь в любви, что получаете ее от ребёнка, который находится в постели с вами? Почему нет? Но вы можете обниматься, когда ваш ребёнок не спит! Создайте моменты близости и любви, обнимашек и совместного валяния, читая вместе, обсуждая важные темы, получайте близость, готовя вместе еду, рисуя или играя. Не позволяйте своим эмоциональным потребностям отнимать у ребенка чувство безопасности и независимости.

  • Чувство вины. Чувствуете ли вы свою вину за то, что слишком мало времени проводите со своим ребенком из-за работы или других обязательств? Современным мамам трудно совмещать все свои обязанности, и не всегда удаётся понять, как лучше разделить своё время. Но если вы соглашаетесь на требования вашего ребёнка спать с вами как на способ восполнить пропущенную близость, вы на самом деле не помогаете ему в развитии. Просмотрите расписание и подумайте, какие изменения можно внести. Может быть, можно отменить какой-нибудь кружок, где чужие люди заняты вашим ребёнком, а не вы? Или немного подвинуть что-то у вас в графике? Даже небольшие изменения могут быть очень важными для вас обоих.

  • Избегание секса или эмоциональной близости с супругом. Иногда родители сознательно или бессознательно выставляют своего ребёнка как щит, защищающий их от нежелательных интимных отношений. Вы имеете право хотеть или не хотеть интима, но лучше найти безопасный способ поговорить со своим супругом о чувствах, вместо того, чтобы использовать ребёнка.

Совсем не обязательно, что у вас есть похожие эмоциональные проблемы, но если что-то из этого присутствует, то научить ребёнка засыпать самостоятельно намного сложнее, потому что бессознательно вы будете сопротивляться тому, чтобы это получилось. Поэтому со своими эмоциональными помехами лучше разобраться «на берегу», до того, как вы решили, что пора учить ребёнка спать отдельно.

Придерживайтесь плана

Чтобы закрепить навык, ребёнка можно награждать за успехи, поддерживая его старания. Придумайте приз за первую самостоятельную ночь, неделю самостоятельных ночей, месяц… Лучше всего, чтобы это было какое-то совместное с родителем мероприятие, которому ребёнок будет очень рад. Вы сами знаете, какое времяпрепровождение станет наградой для вашего ребёнка. А вот наказывать за срывы точно не стоит. Также лучше не повышать голос, потому что наказание, крики, раздражение создают ситуацию ещё большей небезопасности и… усиливают желание ребёнка спрятаться у вас под крылышком, даже если вы громко кричите: «Не подходи!»

Итак, чтобы научить ребёнка засыпать самостоятельно, вам нужно:

  1. Провести взрослую семейную встречу, чтобы обсудить проблему и то, как вы решите её вместе. Обязательно проговорите свои нереализованные эмоциональные потребности, которые могут помешать решению проблемы.

  2. Разработать здоровый режим сна и ритуал укладывания ко сну, который устоит взрослых членов семьи.

  3. Провести семейную встречу с ребёнком, обсудить с ним вместе проблему, объяснить, почему вы хотите научить его засыпать самостоятельно (потому что вы его любите и о нем заботитесь). Можно вместе составить правила процесса и описать последовательность действий, даже нарисовать картинки.

  4. Придерживаться выработанных правил до тех пор, пока они не станут восприниматься как нечто обыденное. Большинство детей откликаются на чёткие правила довольно быстро, потому что они… успокаивают!

  5. Наслаждаться успехом и гордиться собой и ребёнком.

Читайте также:

Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка

Как управлять вертолётом: отрывок из книги, после которой даже взрослый захочет стать пилотом

STEM-образование: 3 вопроса про самую современную методику развития

Фото: Africa Studio, Halfpoint, KayaMe, Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
19 апреля 2019
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
Чтобы управлять эмоциями, нужно их признать.
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
17 апреля 2019
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
Он может делать это сам!
5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям
15 апреля 2019
5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям
Что может быть лучше, чем бегать на свежем воздухе вместе с друзьями!
5 классных поделок ко Дню космонавтики
12 апреля 2019
5 классных поделок ко Дню космонавтики
Взрослые тоже придут в восторг!
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
10 апреля 2019
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
Вся правда о мультиках нашего детства.
6 причин, почему наши дети не любят читать
2 апреля 2019
6 причин, почему наши дети не любят читать
Разбираем сложную тему с детским психологом.
Как вырастить самостоятельную личность
29 марта 2019
Как вырастить самостоятельную личность
7 хитростей для «ленивых» родителей.
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
27 марта 2019
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
Какие факторы влияют на развитие речи? Как нужно разговаривать с детьми?
5 важных причин спать днём
15 марта 2019
5 важных причин спать днём
Не лишайте своих детей дневного сна!
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
8 марта 2019
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
Инструкция по воспитанию будущих королев.