12 февраля 2019

5 мифов о дислексии

Совсем недавно «О!» рассказывал историю мамы ребёнка-дислексика, которая поменяла профессию ради сына. Лилия Ручкина стала дефектологом, чтобы помочь не только своему ребёнку, но и тысячам других детей с дислексией. С каждым годом ребят с трудностями обучения становится всё больше, соответственно, всё больше родителей ищут информацию о том, что такое дислексия и как с ней справиться. Но не всё, что можно прочитать в Интернете — действительно правда. Специально для «О!» Лилия развенчала самые распространенные мифы, с которыми сталкиваются родители детей-дислексиков.

Лилия Ручкина, дефектолог, мама Никиты
Лилия Ручкина, дефектолог, мама Никиты

Дислексия — это болезнь и лечить её нужно таблетками

Это миф. Исходя из курса дефектологии и своего опыта, могу сказать, что дислексия — вторичный симптом. Есть главная причина — это неврология, особенности развития центральной нервной системы. Дислексиками могут быть как люди, чей IQ зашкаливает, так и люди с умственной отсталостью. Важна причина. Когда мы говорим о сложных дефектах, например, ДЦП (Детский церебральный паралич), или задержке психического развития, то вполне объяснимо дополнительное медикаментозное лечение. Но это не лечение дислексии, это — помощь организму. Параллельно ведется работа с логопедом, нейропсихологом, лингвистом, психологом, дефектологом и другими специалистами. Если ребёнок адекватен, интеллектуально сохранен и практически здоров, зачем ему пить лекарства? Чтобы узнать причину дислексии, понадобится, в первую очередь, помощь невролога и дефектолога. Сейчас, благодаря методу диагностики Светланы Дорофеевой, можно определить даже вид дислексии, что безусловно поможет в дальнейшем подобрать оптимальный курс коррекции.

Дислексия у всех проявляется одинаково

Нет, дислексия у всех проявляется по-разному. Она может быть оптической или, например, связанной с фонематическим восприятием ребёнка, и т. д. Как правило, одновременно наблюдаются несколько видов дислексии, а степень выраженности зависит от первопричины.

Дислексию нельзя обнаружить, пока ребёнок не умеет читать и писать

Можно, но сделать это сложно, особенно, когда по собственным представлениям родителя ребенок нормальный. Но если есть предпосылки, если ребёнок, например, наблюдается у невролога или у него есть проблемы со слухом или зрением, то имеет смысл следить за речью. По тому, как и когда ребёнок заговорил, насколько его речь развивается в соответствии с возрастом, можно предполагать, будут ли далее появляться трудности при чтении и письме.

В любом случае, не стоит отказываться от диагностики и занятий с логопедом в детском саду, а также хорошо бы знать, что именно специалист корректирует на занятиях с ребёнком.

Вылечить дислексию нельзя, можно только смириться и научиться с ней жить

Скорее, нет. Во-первых, это не болезнь, а особенность развития. Во-вторых, существует множество вариантов коррекции дислексии. Правда, никто не дает 100% гарантии, что конкретный метод поможет, так как учёные все еще исследуют новые возможности мозга и эта область науки активно развивается. Кому-то поможет разовый интенсивный курс, который будет точечно прорабатывать дефекты, а для кого-то оптимальным решением будет постоянная профилактика с раннего возраста: развивающие и коррекционные методики, занятия с нейропсихологом или лингвистом, а также с логопедом.

Коррекция дислексии — это ежедневный труд, потому что необходимо обязательно поддерживать достигнутый уровень. Это как предрасположенность к полноте: если ты знаешь, что у тебя проблемы с лишним весом, имеет смысл следить за тем, что ты ешь.

Если не заниматься коррекцией дислексии в детстве, то во взрослом возрасте сделать уже ничего нельзя

Это не так. Любому человеку можно помочь, ведь дефектологи работают не только с детьми.

У Л. С. Выготского есть термин, который объясняет, почему всё должно происходить в своё время. Этот термин — «сенситивный период», то есть, определённый период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. По-другому, это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет. Соответственно, именно в этом возрасте закладываются основы речи, которые потом труднее будет скорректировать, но коррекции поддаются и уже взрослые люди. Все мы знаем про нейропластичность мозга. В центрах нейропсихологии им. Лурии нейролингвисты отлично помогают в подготовке к экзаменам студентам. Значит это работает!

В случае, если у ребенка СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), как у моего сына, а дислексия — это вторичный симптом, даже сами неврологи говорят, что ребёнок в какой-то момент как бы «перерастает» свой диагноз, становится осознанней, может отдавать себе отчёт в том, что он делает, контролировать себя. С подросшим ребёнком проще договориться, соответственно, основные проявления СДВГ (невнимательность, гиперактивность и импульсивность), которые также провоцируют дислексию, становятся более контролируемыми.

Читайте также:

«Это не болезнь!»: история мамы ребёнка-дислексика, сменившей профессию ради сына

Дислексия — дар или проблема?

5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети

Фото: Africa Studio, Photographee. eu/Shutterstock.com

Читайте также:
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
19 августа 2019
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
Что важно успеть сделать до сентября? Не только купить форму и тетрадки, но и поговорить с ребенком о том, что он ждет от нового учебного года.
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
9 августа 2019
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
Какие дополнительные занятия не станут лишней нагрузкой для первоклассника, а будут ему интересны, помогут развить полезные навыки и познакомиться с перспективными профессиями будущего?
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
31 июля 2019
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
Чем больше вокруг детей - тем лучше и их словарный запас!