12 февраля 2019

5 мифов о дислексии

Совсем недавно «О!» рассказывал историю мамы ребёнка-дислексика, которая поменяла профессию ради сына. Лилия Ручкина стала дефектологом, чтобы помочь не только своему ребёнку, но и тысячам других детей с дислексией. С каждым годом ребят с трудностями обучения становится всё больше, соответственно, всё больше родителей ищут информацию о том, что такое дислексия и как с ней справиться. Но не всё, что можно прочитать в Интернете — действительно правда. Специально для «О!» Лилия развенчала самые распространенные мифы, с которыми сталкиваются родители детей-дислексиков.

Лилия Ручкина, дефектолог, мама Никиты
Лилия Ручкина, дефектолог, мама Никиты

Дислексия — это болезнь и лечить её нужно таблетками

Это миф. Исходя из курса дефектологии и своего опыта, могу сказать, что дислексия — вторичный симптом. Есть главная причина — это неврология, особенности развития центральной нервной системы. Дислексиками могут быть как люди, чей IQ зашкаливает, так и люди с умственной отсталостью. Важна причина. Когда мы говорим о сложных дефектах, например, ДЦП (Детский церебральный паралич), или задержке психического развития, то вполне объяснимо дополнительное медикаментозное лечение. Но это не лечение дислексии, это — помощь организму. Параллельно ведется работа с логопедом, нейропсихологом, лингвистом, психологом, дефектологом и другими специалистами. Если ребёнок адекватен, интеллектуально сохранен и практически здоров, зачем ему пить лекарства? Чтобы узнать причину дислексии, понадобится, в первую очередь, помощь невролога и дефектолога. Сейчас, благодаря методу диагностики Светланы Дорофеевой, можно определить даже вид дислексии, что безусловно поможет в дальнейшем подобрать оптимальный курс коррекции.

Дислексия у всех проявляется одинаково

Нет, дислексия у всех проявляется по-разному. Она может быть оптической или, например, связанной с фонематическим восприятием ребёнка, и т. д. Как правило, одновременно наблюдаются несколько видов дислексии, а степень выраженности зависит от первопричины.

Дислексию нельзя обнаружить, пока ребёнок не умеет читать и писать

Можно, но сделать это сложно, особенно, когда по собственным представлениям родителя ребенок нормальный. Но если есть предпосылки, если ребёнок, например, наблюдается у невролога или у него есть проблемы со слухом или зрением, то имеет смысл следить за речью. По тому, как и когда ребёнок заговорил, насколько его речь развивается в соответствии с возрастом, можно предполагать, будут ли далее появляться трудности при чтении и письме.

В любом случае, не стоит отказываться от диагностики и занятий с логопедом в детском саду, а также хорошо бы знать, что именно специалист корректирует на занятиях с ребёнком.

Вылечить дислексию нельзя, можно только смириться и научиться с ней жить

Скорее, нет. Во-первых, это не болезнь, а особенность развития. Во-вторых, существует множество вариантов коррекции дислексии. Правда, никто не дает 100% гарантии, что конкретный метод поможет, так как учёные все еще исследуют новые возможности мозга и эта область науки активно развивается. Кому-то поможет разовый интенсивный курс, который будет точечно прорабатывать дефекты, а для кого-то оптимальным решением будет постоянная профилактика с раннего возраста: развивающие и коррекционные методики, занятия с нейропсихологом или лингвистом, а также с логопедом.

Коррекция дислексии — это ежедневный труд, потому что необходимо обязательно поддерживать достигнутый уровень. Это как предрасположенность к полноте: если ты знаешь, что у тебя проблемы с лишним весом, имеет смысл следить за тем, что ты ешь.

Если не заниматься коррекцией дислексии в детстве, то во взрослом возрасте сделать уже ничего нельзя

Это не так. Любому человеку можно помочь, ведь дефектологи работают не только с детьми.

У Л. С. Выготского есть термин, который объясняет, почему всё должно происходить в своё время. Этот термин — «сенситивный период», то есть, определённый период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. По-другому, это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет. Соответственно, именно в этом возрасте закладываются основы речи, которые потом труднее будет скорректировать, но коррекции поддаются и уже взрослые люди. Все мы знаем про нейропластичность мозга. В центрах нейропсихологии им. Лурии нейролингвисты отлично помогают в подготовке к экзаменам студентам. Значит это работает!

В случае, если у ребенка СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), как у моего сына, а дислексия — это вторичный симптом, даже сами неврологи говорят, что ребёнок в какой-то момент как бы «перерастает» свой диагноз, становится осознанней, может отдавать себе отчёт в том, что он делает, контролировать себя. С подросшим ребёнком проще договориться, соответственно, основные проявления СДВГ (невнимательность, гиперактивность и импульсивность), которые также провоцируют дислексию, становятся более контролируемыми.

Читайте также:

«Это не болезнь!»: история мамы ребёнка-дислексика, сменившей профессию ради сына

Дислексия — дар или проблема?

5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети

Фото: Africa Studio, Photographee. eu/Shutterstock.com

Читайте также:
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
19 августа 2019
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
Что важно успеть сделать до сентября? Не только купить форму и тетрадки, но и поговорить с ребенком о том, что он ждет от нового учебного года.
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
9 августа 2019
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
Какие дополнительные занятия не станут лишней нагрузкой для первоклассника, а будут ему интересны, помогут развить полезные навыки и познакомиться с перспективными профессиями будущего?
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
31 июля 2019
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
Чем больше вокруг детей - тем лучше и их словарный запас!
Привычка жестикулировать развивает детскую фантазию
26 июля 2019
Привычка жестикулировать развивает детскую фантазию
Поощряйте детей активнее использовать жесты - это помогает им придумывать творческие идеи.
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
28 июня 2019
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Нет, мы совсем не призываем перестать хвалить детей. Но привычка делать это автоматически, не задумываясь, и по самым мелким поводам, может сослужить ему плохую службу.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
5 июня 2019
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
Дети - это наше будущее, будущее нашей планеты. Смогут ли они уважать наше природное пространство, понимать, что планета – наш общий дом? Психолог Анна Скавитина уверена: это зависит от того, поможем ли мы, родители, появлению у них экологического сознания.
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
4 июня 2019
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
Дошкольники, которые долго смотрят перед сном телевизор, меньше спят.
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
3 июня 2019
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
Это могут быть динозавры, или поезда, или насекомые, или космос. Важно то, что ребенка, похоже, не интересует больше ничего в мире, и вас это начинает беспокоить. Почему?