«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
16:00
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:00
«Мир за минутку»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
18:05
«Смешарики». Мультсериал

Идем в школу! Как помочь ребёнку адаптироваться?

Совсем скоро наступит 1 сентября, новый учебный год: столько волнений и для детей, идущих в первый класс, и для их родителей! Но начало учебы — это еще и стресс: придется привыкнуть к новому месту, распорядку дня, темпу, условиям и правилам. Психолог Ольга Гаврилова рассказывает, как помочь школьнику.

Ольга Гаврилова, основатель проекта «Школьный Коуч», детский и семейный психолог,  нейропсихолог, педагог. Психолог-консультант образовательных учреждений России и  Международного Бакалавриата
Ольга Гаврилова, основатель проекта «Школьный Коуч», детский и семейный психолог, нейропсихолог, педагог. Психолог-консультант образовательных учреждений России и Международного Бакалавриата

В 6−7 лет ребенку и без поступления в школу непросто, это этап резкого роста, гормональной перестройки, координации зон головного мозга. Еще не до конца сформированы лобные доли, отвечающие за самоконтроль и планирование деятельности, а школьные вызовы уже тут как тут. Этот возрастной кризис даже называют «малым подростковым».

Причины для волнения

Эксперты Института физиологии РАО несколько лет проводили исследование, где изучали, как реагирует организм ребенка на процесс адаптации к школе. Результаты потрясли даже специалистов. Выяснилось, что функциональное напряжение организма ребенка в процессе занятий в первые 4−6 недель в школе сравнимы по переживаемым перегрузкам с состоянием космонавта в невесомости! Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15−30 ударов. То есть, начало обучения — по меньшей мере физиологический стресс для любого ребенка.

Действительно, в это время снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, обостряются хронические заболевания, нередко наблюдаются психосоматические проявления: боли в животе, тошнота, головные боли, повышение температуры и т. д. Детям придется привыкнуть к незнакомому месту, распорядку дня, к темпу деятельности класса, к учителям и их требованиям, к новым детям, к шуму на переменах и в столовой, к возросшей нагрузке, к тому, что приходится делать то, что нужно и сколько нужно, даже если ты устал или не в настроении.

Кто адаптируется легко? Обычно это дети с хорошим здоровьем, с высоким темпом деятельности, которые посещали детские учреждения до школы, физиологически развитые для своего возраста, позитивные и коммуникабельные. В жизни такие дети встречаются чуть чаще сферического коня в вакууме! К сожалению, по статистике около 15−30% первоклассников чувствуют себя плохо, неуверенно. Им на адаптацию требуется около полугода. Они предпочитают
игровую деятельность учебной, отвлекаются, капризничают, не хотят выполнять школьные задания, особенно дома. У этих детей часто есть трудности и в контакте с учителями, и во взаимоотношениях с одноклассниками (задирают других или, наоборот, жалуются, плачут). А ослабленным, часто болеющим, тревожным, с очень чувствительной нервной системой, гиперактивным детям может потребоваться до года на адаптацию, нередко нужна и помощь психолога, невролога, возрастного физиолога, педиатра или других специалистов.

Как родители помогут адаптироваться?

1. Важно оптимизировать нагрузку

  • Наладить режим сна и «обновленный» школьный режим дня за две недели до начала учебного года и придерживаться этого порядка весь год. Спать первокласснику требуется 10−11 часов, ложиться и вставать нужно в одно и то же время. Завтрак дома обязателен!
  • Призываю всех выделить малышу свободное время для отдыха и эмоциональной переработки впечатлений дня — не меньше 1,5 часов в день! Оно планируется ребенком по своему желанию: игры, творческие занятия, свободное движение, общением с домашними питомцами и т.д. Занятия с репетиторами, кружки, спортивные секции и другие мероприятия, где время организуют взрослые — не подходят! Гаджеты — тоже.
  • Двигательная активность на свежем воздухе: 2,5 — 3 часа в день. Практически никто из городских детей не выполняет этот пункт, а он уже скорректирован, первоначально физиологи говорили о 4−5 часах! Как запасной вариант, недостающее до нормы время на неделе можно суммировать и догулять в выходные.
  • Не стоит отдавать ребенка на новые кружки и секции в первом классе, лучше начать водить или за год до школы, или сделать это со второго класса.
  • Поищите возможность забирать ребенка сразу после уроков, а не оставлять в группе продленного дня, хотя бы первый месяц. Если месяц никак, то минимум 2 недели.
  • Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4−6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Если возникнет хроническая перегрузка — весь последующий список рекомендаций не сработает: срыв адаптации, неуспехи в учебе и эмоциональные проблемы, а то и школьный невроз гарантированы. Многие школьные проблемы, в том числе и нарушение почерка, и увеличение количества ошибок, и трудности с чтением, и трудности с математикой, вызваны именно перегрузкой.


2. Передавайте положительное отношение к школе и учителям

  • Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок быстрее справится со своими тревогами и опасениями. Даже если у вас есть какое-то недовольство или вопросы к школе, это не должно выноситься на обсуждение с детьми или обсуждаться при них. Негативные или обидные высказывания подорвут уверенность в согласованности действий важных для малыша взрослых, а, значит, и базовую безопасность. Следствием станут высокая тревожность и негативизм.
  • Будьте буфером между школой и ребенком. Не становитесь агрессором по отношению к сыну или дочери. Ищите решение возникающих проблем, а не давите эмоционально.
  • Давайте позитивные напутствия утром, пожелайте удачи, обнимите, улыбнитесь — создайте заряд поддержки на день. Варианты: «Веди себя прилично!» или «Смотри там, не позорь семью» не подойдут.
  • Помогите ребенку установить отношения с одноклассниками — особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Поощряйте общительность, радуйтесь его новым знакомствам. Объясняйте правила общения со сверстниками. Пригласите кого-то из симпатичных ребенку одноклассников к себе, погулять или, например, в кино. Или даже просто задержитесь на небольшую прогулку с кем-то из класса и забирающими их родителями. Это даст возможность детям пообщаться в небольшой группе. В этом возрасте совместное времяпрепровождение и игра сближают лучше всего. Так ребенок быстрее найдет себе друзей и будет чувствовать себя эмоционально комфортно в школе.

3. Разделите с ребенком ответственность за планирование

  • Будите его утром спокойно и ласково. Не торопите, заложите необходимое время, подготовьте все, что можно, с вечера. Начало дня — это настрой на весь день.
  • Не ругайтесь с ребенком и другими членами семьи перед школой! Иначе уже с утра у него не будет ресурсов справиться с учебой и переживаниями в течение дня.
  • Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, по мнению офтальмологов и невропатологов, должны продолжаться не более часа в день. Да, именно одного часа!
  • Определите четкое время подготовки домашних упражнений (домашних заданий официально в 1 классе нет, но упражнения по письму, чтению и т. п. есть). Не растягивайте выполнение заданий до позднего вечера. Лучше они будут сделаны не все, чем ребенок потеряет весь следующий учебный день из-за переутомления. Учебные потери будут больше. Эмоциональные потери и потери в ваших взаимоотношениях с ребенком — невосполнимы.
  • Минимум за час до сна не должно быть уже никаких умственных заданий, а также игр и просмотров видео в гаджетах, иначе сон не будет нужного качества для восстановления нервной системы.
  • При выполнении домашних заданий через каждые 10−15 минут необходимо прерываться, предлагать ребенку пройтись, попрыгать или еще как-то подвигаться, сходить попить.
  • Составьте список «жителей» школьного рюкзака, спортивной сумки, папки для занятий творчеством и т. п. Можно использовать картинки с изображением предметов, так ребенку будет проще собрать с вечера все необходимое. Сначала складывайте вместе, потом только находитесь рядом, пусть складывает сам по списку. Когда научится, передайте ответственность полностью. Этот принцип подойдет ко всем вопросам самоорганизации. Произойдет все эт далеко не сразу, наберитесь терпения. Продумайте план недели, логистику, первоклассник сам еще не в состоянии справиться с этими задачами самостоятельно. Но важно постепенно передавать ему ответственность там, где он может ее взять.

4. Поощряйте за учебные успехи и личные достижения!

  • Будьте готовы, что даже если вы сами были гордостью школы и золотым медалистом, ваши сын или дочка могут быть не такими успешными в школе или быть, но только в первом классе.
  • Больше 60% детей сегодня испытывают серьезные проблемы в обучении, есть еще проблемы общения со сверстниками, есть проблемы взаимодействия с педагогом. Признавайте права ребенка на ошибки.
  • Поддерживайте хорошую успеваемость похвалой, учеба должна связаться у малыша с возможностью уважать себя, поддерживать самооценку. Иначе он будет делать все, чтобы отлынивать от деятельности, в которой он не на высоте.
  • Постарайтесь не использовать денежное, а также вещественное вознаграждение или награждением играми в гаджетах. Это может сработать сначала, но приносит массу больших проблем далее. Учеба тогда воспринимается все больше, как неприятное и тягостное. А гаджет — как награда, а, значит, суперцель.
  • Откажитесь максимально от запугивания, жесткой критики и провоцирования чувства стыда у ребенка, особенно в присутствии других людей, это мина замедленного действия под фундаментом школьной мотивации!
  • Не сводите все разговоры с ребенком только к теме школы, а все школьные темы — к разговорам про отметки и достижения. Официально отметок в 1 классе нет (но в подавляющем большинстве школ есть наклейки или печати, соответствующие «удовлетворительно, «хорошо» и «отлично». Но отличить улыбающуюся тучку от серьезной или, того хуже, хмурой тучки может каждый первоклассник, проверено).

5. Организуйте положительный эмоциональный фон дома

  • Дети относятся к себе так, как относятся к ним самые для них важные взрослые. Поэтому важно поддерживать детей и верить в них. И вообще, почаще спрашивайте себя, какие детские впечатления и выводы о себе и о своей семье ребенок вынесет из детства?
  • Выслушайте ребенка после школы, расспрашивайте, задавайте конкретные вопросы. Помните, что для ребенка может быть очень важно то, что не очень уже важно для взрослого. Найдите хотя бы полчаса по-настоящему качественного общения с ребенком (когда вы полностью будете заняты им. Без телефона, без других членов семьи, в том числе и без других детей). Да, это сложно. Но это ничем не заменить.
  • Помогите ребенку закончить день, окруженным вашей любовью и принятием. Почитайте перед сном, погладьте или почешите спинку, посидите рядом. Все это успокаивает, помогает снять накопленное за день напряжение и пережить невзгоды детской жизни.

Помните, что в период адаптации ребенок повышено нуждается в поддержке, в более мягком обращении, постарайтесь фокусировать ребенка на положительном. Такая «соломка» поможет ребенку не набить ненужных шишек и синяков, не отбить насовсем желание в этой самой школе учиться, как и учиться в принципе. А позитивный опыт прохождения такого серьезного испытания, как начало обучения в школе, сделает ребёнка сильнее и увереннее. Увереннее в себе, в поддержке своей семьи и в том, что он со всем может справиться!

Читайте также:

Нескучные упражнения, которые помогут ребёнку научиться читать

Успеем все! Как научить ребенка управлять своим временем

Секрет мотивации дошкольника, или «Принцип зелёной ручки»

Фото: Andrea Piacquadio from Pexels, Viktor hanacek/Free people stock photos/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти