У маленьких детей есть естественное стремление изучать мир вокруг, каждый день совершая открытия и искренне удивляясь. Оно похвальное, но иногда такое неудобное для родителей: вечно он куда-то лезет, перебивает, что-то хватает. Мы делаем замечания, останавливаем, контролируем. А потом жалуемся, что ему ничего не интересно…
Что можно сделать, чтобы надолго отбить у ребёнка желание задавать вопросы и проявлять любопытство?
1. Одёргивать, когда он задаёт вопросы. «Откуда я знаю?», «Что за дурацкий вопрос?», «Вырастешь — узнаешь», «Мне сейчас не до твоей ерунды», — есть много вариантов ответа, которые постепенно отучают малыша спрашивать и проявлять интерес. Чем чаще реагировать именно так, тем быстрее он отстанет.
Лучше: Взрослый не может знать всё на свете, но можно предложить вместе поискать ответ в книжках или просто свободно порассуждать «Вот это вопрос! А как тебе кажется?».
2. Запрещать рассматривать вещи и предметы, трогать, брать, проверять. Нельзя поднимать разноцветные листья с земли — на них же микробы! Валяться в снегу? Можно испачкать новый комбинезон и заболеть. Разглядывать жука, который летает над клумбой, опасно, — вдруг укусит?! Ребёнок так и не получает бесценных впечатлений.
Лучше: Разрешать то, что вполне можно не запрещать. Да, даже самому внимательному родителю может быть непонятно, что такого завлекательного в ковырянии палкой в земле, но ведь вреда в этом занятии никакого нет.
3. Активно подсказывать и направлять, не давая толком размышлять самому и получать свой опыт. Мама с папой так хотят, чтобы ребёнок всё сделал правильно, получил самые важные знания! Он просто хотел зайти в лужу и посмотреть, как по воде расходятся круги, поводить лопаткой и понаблюдать, что будет. Но папа сразу прочитал целую лекцию о свойствах воды, а потом ещё стал активно подсказывать, как надо держать лопатку и в какую сторону брызгаться… Эксперимент, который так предвкушал ребёнок, не удался: собственных впечатлений он так и не получил.
Лучше: дать попробовать и сделать самому, составить своё впечатление, получить свой опыт.
4. Исправлять и делать за него. Взять, например, рисунки и поделки: поднимите руку, кто ни разу не поправлял «выставочную» поделку для детсада? Непонятный рисунок, пластилиновое нечто — это тоже эксперимент. Возможно, сейчас ребёнку интереснее просто размазывать краски и сочетать цвета, наблюдая, что из этого получается (а жанр критического реализма он, если захочет, освоит позже).
Лучше: просто комментировать «Вижу, ты использовал много зелёного!», а не оценивать.
5. Постоянно критиковать. Тот, кому регулярно достаётся за мелкие неудачи, быстро теряет решимость и веру в себя. На утреннике в саду громче всех прокричал ответ на вопрос ведущего, но… неверный. Маме было неловко, и она отчитала. Что усвоил ребёнок? Не надо высовываться, спрашивать, пробовать. Всё равно сделаешь или скажешь что-то не то.
Лучше:не критиковать, а учить и напоминать, хвалить, за то, что попытался и предлагать подумать, что можно сделать по-другому? Подсказать решения.
6. Не задавать ему вопросов. Так бывает проще — руководить, наставлять, указывать. А начнёшь спрашивать «зачем» и «как ты думаешь», потом и не остановишь этот маленький и активный «горшочек с кашей»! Но именно вопросы заставляют задумываться, размышлять над ответом, сравнивать вещи и проводить аналогии, искать связи.
Лучше: Спрашивать, причем так, чтобы не предполагался ответ «да», «нет», «нормально». Даже вместо простого «Как дела?» можно придумать много разных вариантов.
7. Ругать за фантазии. Ходит и сочиняет на ходу! Или придумывает другие миры? Развитое воображение важно для настоящего исследователя, именно оно помогает выйти за рамки, придумывать что-то своё, а не только следовать за другими.
Лучше: Фантазировать вместе. Многим задёрганным взрослым очень не хватает этой возможности.
Читайте также:
Интересный научпоп: 11 книг для детей, которые очень любят задавать вопросы
Необычные книги, которые помогут развить любознательность
Фото: Maris Sbytova/Shutterstock.com