«Зебра в клеточку». Мультсериал (0+)«Зебра в клеточку». Мультсериал (0+)
0+
21:00
«Зебра в клеточку». Мультсериал (0+)
«Тима и Тома». Мультсериал (0+)«Тима и Тома». Мультсериал (0+)
0+
23:00
«Тима и Тома». Мультсериал (0+)
«Суперкрылья. Джетт и его друзья». Мультсериал (0+)«Суперкрылья. Джетт и его друзья». Мультсериал (0+)
0+
1:00
«Суперкрылья. Джетт и его друзья». Мультсериал (0+)

Как научить ребёнка есть овощи

Конечно, овощи полезны — но чаще всего дети уже с первых дней прикорма относятся к ним без восторга. Что делать, если ребёнок правда не любит овощи? Уж точно не заставлять!

Овощные пюре часто становятся первым прикормом, но детям сложно привыкнуть к их вкусу — и уж тем более получать от них удовольствие. А все потому, что мы рождаемся на свет — и уже предпочитаем сладкий вкус другим. Ведь первая еда ребенка — это грудное молоко, которое содержит естественные сахара, в том числе лактозу. Детям может быть труднее привыкнуть к овощам, поскольку они имеют более горький, кислый и сложный вкус. Но постепенно рацион ребенка расширяется, он учится есть разные продукты, и знакомство с овощами ничем не отличается от развития любого нового навыка, например, езды на велосипеде.

Правда ли детям нужны овощи, чтобы быть здоровыми?
Так что же такого особенного в овощах? Почему так много внимания уделяется тому, чтобы ребенок их ел? Да, в них много витаминов и полезных пищевых волокон, но на самом деле овощи — далеко не единственный продукт, необходимый для здоровья и роста. Например, у овощей и фруктов схожий состав питательных веществ. Дети с большей вероятностью получат все необходимое, если на столе семьи будут разнообразные продукты, и все будут питаться сбалансированно: здоровье не зависит исключительно от того, сколько порций овощей мы съедаем. Но все же овощи важны, так что вот как помочь ребенку есть их почаще — без принуждения, конфликтов, подкупа или обмана. Не позволяйте овощам стать полем битвы между вами и ребенком!

1. Никакого давления
Чем больше ребенка подталкивают к чему-либо, тем меньше вероятность, что он захочет это сделать. Особенно это касается еды: важно научить детей здоровому отношению к питанию и весу, правильному пищевому поведению. Тут не место торговле («Давай еще кусочек»), манипуляциям («Мама старалась, готовила, а ты не хочешь») или принуждению и воспитательным мерам. Помните: родители предлагают еду, ребенок решает, ест он или нет, и в каком количестве. Принуждение ребенка к тому, чтобы он ел определенные продукты, на самом деле может вызвать у него стойкую неприязнь к этим продуктам.

2. Сделайте овощи вкусными
Овощи не обязательно должны быть скучными или безвкусными, готовьте их так, как готовят в ресторанах или кулинарных телешоу. Не бойтесь добавлять приправы, соусы, зелень и специи, обжаривайте до красивой корочки, сочетайте с беконом, сыром, орехами и семечками. Чем больше разных идей — тем вкуснее!

3. Овощи + знакомая еда
Если подавать овощи вместе с уже привычными для ребенка продуктами, он с большей вероятностью готов будет их попробовать, а слишком много новой или незнакомой еды может испортить ему настроение и вызвать тревогу. Пусть на тарелке, например, будет картофельное пюре — и немного кабачков или листьев шпината.

4. Не награда и не наказание
Многие родители поощряют или наказывают ребенка с помощью еды. Например, так: «Десерта не получишь, если не съешь хотя бы один кусочек брокколи» — это отрицательное подкрепление. «Вот молодец, съел все овощи! Теперь можно мороженое» — а это положительное подкрепление. Но такие методы только запутывают ребенка, мешают ему научиться понимать сигналы своего тела, свое чувство голода и насыщения, свои желания, доверять себе в принятии решений о еде, выбирать ее. Получается, что определенные продукты, например, сладости, нужно «зарабатывать». Это повышает риск проблемного пищевого поведения в будущем.

5. Продолжайте пробовать
Ребенок отказался или выплюнул брокколи — мы сдаемся и перестаем пытаться. Однако исследователи говорят, что детям нужно до 8−15 контактов с новой едой, прежде чем он сможет «распробовать» ее и согласиться есть регулярно, но многие родители, похоже, прекращают попытки при первых признаках отказа. Лучше спокойно и доброжелательно предлагать ребенку пробовать новое — это касается и овощей, и других новых продуктов. Пробуйте не только дома за столом, но и в другой обстановке — в гостях, в кафе, на пикнике.

6. Дети на кухне
Исследования показали, что практическое, а не теоретическое знакомство с продуктами — например, приготовление пищи и выращивание овощей и зелени на дачных грядках, могут способствовать увеличению потребления овощей детьми. Когда вы не просто приглашаете ребенка немного помочь вам на кухне, а предлагаете ему участвовать в планировании меню, закупках продуктов, а потом готовите вместе — это положительно влияет на его пищевое поведение. Дайте ребенку возможность помогать вам готовить овощи, мыть и резать их — и играть: строить домики, прокладывать дороги, выкладывать узоры.

7. Подавайте пример
Чтобы вырастить ребенка со здоровым отношением к еде, а не «избирательного едока», вам, возможно, придется поработать над своими собственными пищевыми привычками. Честно оцените, как вы питаетесь: достаточно ли разнообразно, много ли в вашем рационе овощей и фруктов, не увлекаетесь ли вы фастфудом и сладостями? Доверяете ли вы себе, когда речь идет о собственном здоровье и теле? Чем лучше у вас это получается — тем легче вам будет научить этому детей.

Читайте также:

Колобок и кисельные берега: готовим по сказочным рецептам

Программа «Еда на ура!» на канале «О!»

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Фото: Cottonbro, Polina Tankilevitch/Pexels.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Прими участие в большом сказочном конкурсе на «Канале О!»

Перейти