10 мая 2018

5 экспериментов, которые подружат ваших детей с наукой

Статическое электричество, диффузия, вязкая жидкость… Ученые называют это физическими явлениями и описывают при помощи формул. Для детей это настоящие чудеса! Подарите своему ребенку такое чудо — проведите вместе с ним простые и веселые научные опыты. Ведь это не только развлечение, но и возможность в доступной форме объяснить суть различных явлений природы еще до того, как ваши дети узнают о них на уроках физики. Наталья Игонина из Тюмени, мама двух дочек и большая любительница интересных опытов, рассказывает о пяти интересных и безопасных экспериментах, которые вы можете устроить дома. Смотрите и обязательно пытайтесь повторить!

Наталья Игонина и ее дочери Вероника и Валерия
Наталья Игонина и ее дочери Вероника и Валерия

Мир маленького ребенка — это волшебная страна, полная открытий. Очень важно поддерживать в ребенке желание эти открытия совершать, стимулировать его любопытство, радоваться вместе с ним, когда он находит ответы на свои вопросы. Опыты, которые я предлагаю, не требуют сложного реквизита и глубоких знаний физики от взрослого. Все, что от вас нужно, — хорошее настроение и готовность следовать инструкции. Уверена, вам эти эксперименты понравятся не меньше, чем детям!

Используем статическое электричество и делаем компас

Сразу оговорюсь, что мы делаем не настоящий компас: его стрелка не будет всегда указывать на север. Но это не помешает нам показать детям, что такое статическое электричество. Кроме того, малышам очень нравится этот эксперимент.

Вырежьте два круга: один из новой губки для мытья посуды, а другой, чуть больше диаметром, из плотного картона. Сделайте на картонном круге разметку, обозначив основные стороны света буквами, а промежуточные пунктиром. Положите этот круг на маленький и вставьте по центру зубочистку. На нее положите свернутую домиком полоску бумаги с указателем: так наша конструкция будет походить на компас. Возьмите пластиковую расческу или коктейльную трубочку, потрите ее о шерсть или волосы: так вы намагнитите ее. Поднесите ее к компасу, и вы увидите, как стрелка движется вслед за трубочкой. Самое время объяснить, почему это происходит. Можно ограничиться тем, что это статическое электричество, о котором вы поговорите через несколько лет. А можно углубиться в тему.

Обычно в предметах равное количество отрицательно и положительно заряженных электронов. Но их соотношение меняется, если мы воздействуем на эти предметы. Натирание палочки шерстью или волосами — это передача электронов от этих материалов к пластмассе. В результате этого палочка приобрела отрицательный заряд. Мы поднесли ее к электрически нейтральной бумаге, и она стала притягиваться. Если бы вместо бумаги был другой материал, при этом заряженный отрицательно, то он стал бы отталкиваться от палочки.

Знакомимся с импульсом и узнаем о безопасности на дороге

Как вы думаете, почему подавляющее большинство ученых-физиков — это мужчины? Мне кажется, все дело в том, что именно мальчики проявляют особенный интерес к динамике и кинематике. С самого детства они проверяют на прочность свои игрушки, роняя, ударяя друг о друга и просто ломая их. На примере игрушечных машинок можно легко и просто рассказать детям, что такое импульс, а заодно о том, почему в автомобиле нужно всегда пристегиваться.

Я попросила своих дочерей взять по машине и направить их друг на друга. У девочек возникло два вопроса: почему, столкнувшись, обе машинки либо отталкиваются, либо останавливаются и как угадать, что именно произойдет. Самое время рассказать о том, что все дело в импульсе! Это произведение массы тела, в данном случае машинки, на его скорость. Это значит, что чем тяжелее машинка, чем быстрее она двигается, тем сильнее будет импульс, тем дальше оттолкнется встречный объект. Именно поэтому все пассажиры автомобиля, а особенно дети, должны быть пристегнуты во время пути, чтобы при аварии остаться на месте, а не вылететь из машины.

Почему при столкновении машины не всегда отталкиваются в разные стороны? Такое происходят, если они весят одинаково и двигаются с одной и той же скоростью. Но даже если при столкновении машины остановятся, удар все равно будет сильным. Убедитесь, что дети поняли: в автомобиле всегда нужно пристегиваться!

Изучаем диффузию и играем с мыльными пузырями

Возьмите два стакана: в одном вода, в другом мыльная пена. Чтобы получить пену, капните в стакан чуть-чуть детского жидкого мыла, опустите коктейльную трубочку и попробуйте ртом нагнетать воздух через нее: так появятся пузыри. Накройте стакан с водой картонкой, плотно прижав ее к краям стакана, переверните его и поставьте на стакан с пеной. Отодвиньте картонку так, чтобы вода стала переливаться в нижний стакан. Пена станет подниматься и практически вся окажется в верхнем стакане. Дети полюбопытствуют: почему так произошло? Расскажите им про диффузию — взаимное проникновение двух веществ и их смешивание. Почему пена «устремилась» вверх? Потому что она более легкая, чем вода. А вода, как более тяжелое вещество, перетекла вниз.

Есть еще более легкий способ показать ребенку, что такое диффузия. Возьмите прозрачную чашку, наполните ее кипятком и бросьте туда чайный пакетик. Заварка будет постепенно смешиваться с водой, окрашивая ее.

Говорим о плотности и наблюдаем за тем, как вода окрашивается частями

Купите в аптеке пузырек глицерина объемом 25 миллилитров, вылейте его содержимое в пустой стакан. Постепенно вливайте туда 30 миллилитров воды. Вы увидите, как глицерин образует пленку, но не на поверхности воды, а чуть ниже. Разведите краски в воде, предложите ребенку взять несколько капель пипеткой и капнуть в стакан. Вода окрасится, но не полностью, а только над глицериновой пленкой. Все дело в том, что глицерин тяжелее воды, его плотность больше. Он образует невидимый барьер и не пропускает подкрашенную воду на дно.

Знакомимся с неньютоновской жидкостью и играем в дартс

Какая жидкость называется неньютоновской? Такая, которая ведет себя непредсказуемо: если воздействовать на нее механически, она ведет себя не как жидкость. Чем сильнее это воздействие, тем больше она похожа на твердое тело. Но лучше не объяснять, а показать!

Чтобы сделать такую жидкость, смешайте крахмал и воду в пропорции 2:1. У вас получится вязкая масса, которая растекается, как обычная жидкость, если с ней ничего не делать, и твердеет, если попытаться ее сжать. Проверьте сами: нарисуйте на листе бумаги мишень, прикрепите ее на вертикальную поверхность, поручите ребенку скатать неньютоновскую жидкость в шарик и кинуть ее в мишень.

Если сделать шарик быстрым уверенным движением и кинуть изо всей силы, он отскочит от мишени — как настоящий мячик. Если формировать шарик медленно и аккуратно, то вряд ли вы сможете его бросить: жидкость растечется по ладони. Если скатать его быстро, а бросить со средней скоростью, жидкость растечется по мишени.

Опыты — это не только весело, но еще и познавательно. Пусть эти эксперименты помогут вам познакомить ребенка поближе с удивительным миром природы, подчиняющейся законам физики.

Читайте также:

Как письмо от руки развивает мозг вашего ребенка

Тест: готов ли ваш ребенок к школе?

Логоритмика: развиваем речь движением

Фото: Ilike/Shutterstock.com

Видео: предоставлены автором

Читайте также:
Зачем нужно мыть руки? (видео)
15 октября 2018
Зачем нужно мыть руки? (видео)
А вы моете руки после прогулки и перед едой?
Аппетитное творчество: 4 простых рецепта из программы «Завтрак на ура»
14 октября 2018
Аппетитное творчество: 4 простых рецепта из программы «Завтрак на ура»
Подборка питательных завтраков от Тутты Ларсен и её дочки Марфы.
Путешествие по вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
13 октября 2018
Путешествие по вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
Отвечает астрофизик Московского Планетария
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
12 октября 2018
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
Своими методиками делится практикующий арт-терапевт.
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
11 октября 2018
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
Почему эмоции являются помощниками нашему разуму? Отвечают гости студии «О! Дети».
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
10 октября 2018
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
Обсуждаем тему в диалоге с психологом.
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
9 октября 2018
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
Как развивать эмоциональный интеллект? 
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
8 октября 2018
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
Почему эмоциональный интеллект называют одним из важнейших навыков будущего?
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
7 октября 2018
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
И есть ли эффект от ваших слов?
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
6 октября 2018
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
Ежегодно в первые выходные октября мы отмечаем осенние дни наблюдения за птицами.
Чего нельзя делать, чтобы не растерять всех друзей (видео)
5 октября 2018
Чего нельзя делать, чтобы не растерять всех друзей (видео)
Ещё одно правило, которое должен знать каждый.
«Настраивайте на удовольствие от процесса»: гости программы «О! Дети» объясняют, как выбрать кружок для ребёнка
4 октября 2018
«Настраивайте на удовольствие от процесса»: гости программы «О! Дети» объясняют, как выбрать кружок для ребёнка
Как определить, какие у ребёнка есть способности? Отвечают гости студии «О! Дети».
Как построить отношения с учителем
3 октября 2018
Как построить отношения с учителем
И почему стоит поменьше обсуждать школьные проблемы дома.
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
2 октября 2018
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
Объясняет арт-терапевт.