4 сентября 2019

Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?

Мы живём в постоянной гонке за информацией: в фантазиях или в реальной жесткой конкуренции нам нужно успеть сделать тысячу дел в день и все с пометками «важно» и «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем детей в такую же гонку: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть — на прогулку, в детский сад, на занятия, магазин сейчас закроется. Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Давай быстрее!

Возможно, нашим детям предстоит жить в ещё более быстром мире, чем сейчас живем мы. Но эта постоянная гонка порождена тревогой, которую мы уже не замечаем, тревогой, которая стала нормой для всех: «Какая еще тревога? Я вообще не тревожусь, надо просто успеть, нельзя же иначе!»
Но все маленькие дети все делают гораздо медленнее, чем мы. Хотя бы потому, что у них меньше опыта, навыков, они ещё не достигли совершенства в том, с чем мы давно справились, и теперь нам кажется, что мы-то умели это почти с рождения. Такая замедленность — это лишь определенный период развития ребенка. В возрасте от полутора лет до трех с половиной лет мелкая моторика развита недостаточно. Пальцы малышей еще плохо справляются с застегиванием пуговиц и молний, складыванием вещей аккуратно.

Если ребёнок делает что-то медленно, возникает ощущение, что он это делает назло. И это очень раздражает! Родители чувствуют своё бессилие, когда ребёнок как будто не понимает, что все торопятся и надо всё сделать побыстрее!

Особенно злит, когда мы сталкиваемся с ситуациями, когда ребёнок вдруг взял и сделал что-то и правда быстро. И потом его периодически этим попрекают: «Ну ты же можешь, когда хочешь! Ты делаешь быстро, если ты этого почему-то захотел!» Во-первых, он тогда захотел! И это важно. Во-вторых, один раз он, возможно, может потратить силы, собраться и сделать, но на постоянной основе ему не хватает внутренней энергии, скорости психических реакций.

Почему он такой медленный?

  • Иногда так случается, что обычно довольно быстрый ребёнок неожиданно стал «копушей» — замедлился. Часто это неосознанный способ детской психики справиться со значительными переменами, которые произошли в жизни ребенка. Это может быть, например, развод родителей, переезд, конфликты в семье или в садике и школе, с одноклассниками или учителями. Замедление — это способ заглушить тревожность. Если опасность прошла, обстановка вернулась к приемлемой для ребёнка, вы заметите, как он восстановит свою активность.
  • Бывает, что временный эффект замедления ребёнка появляется только в неприятных ситуациях. Например, он ненавидит одну из воспитательниц в детском саду. И в дни ее дежурства собирается в детский сад очень и очень медленно. Если это ваш вариант — обратите на это внимание! Постарайтесь выяснить, какие неприятные переживания связанны с садом. Возможно, придется принять какие-то меры — поговорить с воспитателем, заведующей, перейти в другую группу.
  • Ещё один вариант временного замедления: родители много работают, но очень ответственно относятся к своей родительской роли. И когда приходят домой, то садятся с ребёнком за уроки, а на любую другую совместную деятельность времени у них просто физически и психически не хватает. Ребёнок пытается продлить мгновения присутствия родителей рядом — так что делает уроки медленно-медленно. Даже если родители недовольны, они хотя бы рядом, а не на работе. В этой ситуации важно пересмотреть виды совместной деятельности с детьми, придумать какие-то игры, прогулки, занятия — то, что можно делать вместе, чтобы уроки перестали растягиваться до бесконечности.

Но есть дети, которые делают всё ещё медленнее, чем многие их сверстники в детском саду или школе. И делают медленно всегда, постоянно. Таких медлительных детей около 20−22%: примерно каждый пятый ребёнок в детсадовской группе или школьном классе. Самые быстрые уже оделись и стоят, парятся в комбинезонах и шапках, а медленные еще натягивают колготки. Самые быстрые уже кидаются бумажками друг в друга, потому что решили задачи и им скучно, медленные написали половину условия задачи.

То, что очень хочется сделать взрослым в таких ситуациях, это попытаться ребёнка разбудить, активировать: «Ну давай, ты сможешь! Я же жду! И все тебя ждут! Поторапливайся!» Особенно если взрослые вокруг ребёнка сами очень подвижные и быстрые. Им трудно понять, что кто-то может так медленно думать, одеваться, собираться. Но дело в том, что темп деятельности человека во многом зависит от особенностей мозга, скорость передачи мозговых импульсов не регулируется сознательно. То есть ребёнок не может себя сознательно заставить быстрее думать. Если ему придётся в силу обстоятельств двигаться быстрее, то ему сразу после необходимо будет время на отдых и восстановление.

Как ему помочь?

Если ребёнка начинают поторапливать, то это приводит к замедлению скорости его реакции. Потому что он чувствует тревогу, понимает, что им недовольны, сделать с этим ничего не может и попадает в интенсивный стресс. А если его торопят и дергают постоянно, то это может привести к разным неврозам, замыканию в себе. Представьте себе, что вам начальник сказал, что отчёт надо сдать завтра, иначе вас лишат премии/уволят/напишут выговор, а вы точно знаете, что на отчёт вам нужно три дня. Есть большая вероятность, что у вас повысится давление, начнётся аритмия и бессонница. А у ребёнка происходит всё тоже самое — каждый раз, когда его торопят. Медленные дети и без этого постоянно живут в цейтноте, они постоянно последние, что-то не сделали, не успели, и чувствуют себя от этого неуспешными. Медлительным детям чаще нужна поддержка специалистов: психолога, педагогов, индивидуальные занятия в их темпе.

Медлительные дети ничуть не глупее быстрых. Они все могут то же самое, но им нужно немного больше времени. И у них есть свои преимущества! Они медленнее думают, но не принимают эмоциональных импульсивных решений. Они медленнее делают, но часто делают более тщательно и основательно.

Чтобы ребёнку было комфортнее жить и развиваться, необходимо обеспечить его стабильными условиями для обучения, придерживаться постоянного графика жизни и занятий. Лучше будить ребёнка на полчаса раньше, чтобы утром было время «на раскачку». Если вы быстрый родитель и у вас медленный ребёнок, то вы можете почувствовать, что темп ребёнка вас раздражает. Выйдите в другую комнату на минутку — удалитесь физически, чтобы взять свои чувства под контроль, затем вернитесь обратно. Займитесь чем-нибудь полезным рядом с ребёнком: наведите порядок в шкафу, протрите пыль — займите руки, время пройдёт для вас быстрее, а ребёнку будет спокойнее, что вы рядом и не торопите. Если ученик не успевает за темпом класса, то родителям стоит держать руку на пульсе: знать, что проходили на уроке, организовать ребёнку время и возможность, чтобы он доделал то, что не успел дома.
С годами скорость психической деятельности у ребёнка может возрасти, мозг ведь развивается, меняется. Чаще всего медлительный ребенок начинает выравниваться с другими детьми по темпу к концу третьего класса или началу четвёртого, многим из них большую пользу окажет работа с нейропсихологами, которые в помощью специальных несложных физических упражнений помогут натренировать подвижность нервных процессов. Но и сами школьные занятия дают такой эффект тренировки.

Читайте также:

Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими

Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом

Почему запугивание — самый бесполезный способ воспитания детей

Фото: STUDIO GRAND WEB, stockfour, Tomsickova Tatyana/Shutterstock

Читайте также:
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
8 октября 2019
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
7 октября 2019
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын, дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября 2019
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября – Всемирный день знаний о дислексии. При таком нарушении ребенку сложно даются навыки чтения и письма, но дислексия - не заболевание,а результат нейробиологических особенностей человека, и не влияет на интеллект. Школьники с дислексией испытывают трудности в усвоении программы. Как родители могут помочь?
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
Как сделать слайм дома: правила безопасности
3 октября 2019
Как сделать слайм дома: правила безопасности
Слаймы и «лизуны» не теряют популярности. Домашние рецепты предполагают использование жидкого клея, крахмала и пищевой соды, а вот с тетраборатом натрия стоит быть осторожнее!
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
26 сентября 2019
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
В три года малыши еще только учатся общаться, а в пять уже с гордостью говорят вам «Смотри, вот мой друг!» - даже если с «другом» только что познакомился. 26 сентября отмечаем День встречи со старыми друзьями: как научить ребенка ценить дружбу?
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.