4 октября 2017

Вот почему так важно научить детей говорить «нет»

Только тогда, когда мы сами становимся родителями, мы замечаем, как много опасностей таит в себе этот мир. Мысль о том, что детям придется самостоятельно в нем выживать, бросает чувствительных мам и пап в дрожь. Как подготовить ребенка ко взрослой жизни, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Кажется, что жизнь с каждым годом становится все страшнее и страшнее. Если в моем детстве все с 4−5 лет болтались во дворе сами по себе с ключом на шее, то сегодня даже подростков водят или возят на машине от дома до школы и отправляют на улицу под присмотром. Я знаю много девочек и мальчиков, которые в 14 лет выходят гулять с няней и охранником, одновременно обдумывая планы, как бы сбежать из этой безопасной тюрьмы в дикие прерии или хотя бы в гости к друзьям в одиночку. Одна мама рассказала мне, что батюшка в ее церковном приходе рекомендует мальчиков сопровождать везде до 15 лет, а девочек до 17, чтобы не вводить детей во искушение.

В наше время интенсивная тревожность многих родителей о безопасности детей стала абсолютной нормой. Но вы же не будете отрицать, что мир полон опасностей, говорят родители. Мы должны защитить своего ребенка, уберечь его, помогать ему до тех пор, пока он не вырастет. Да, должны. Это наш родительский долг, наш инстинкт, наше желание. Мы хотим оберегать своих детей. Мы боимся, что кто-то нанесет им ущерб, травмирует их.

И если раньше мамы и папы опасались физических травм у ребенка, то теперь они задумываются и над психологическими. Мало того, родители боятся сами случайно нанести ребенку какую-нибудь травму. Мамам, которые ходили на курсы во время беременности, объясняли, что самое главное — сделать так, чтобы ребенок как можно меньше плакал. Идеально будет, если он не плачет вообще. Это показатель, что с ним все в порядке, а вы хорошо справляетесь со своими обязанностями. В результате перепуганные мамы часто у меня спрашивают: «Он плакал две минуты, потому что я не поняла сразу, что он хочет на ручки. Как вы думаете, это успело его травмировать?».

Родив ребенка, женщина из последних сил старается быть суперидеальной мамой, предохраняя ребенка не только от опасностей мира, но и от собственной деструктивности. В тревогу о возможной травматизации ребёнка в этом мире включаются и заботливые папы. И те, и другие стараются, чтобы ребенок, по возможности, не видел семейных ссор и конфликтов, спрашивают малыша о том, что хочет он сам и почти ничего не запрещают, обеспечивая ребёнка всем необходимых и даже намного больше. Множество детей растет в теплом уютном мире со специальной атмосферой, и вообразить, как они выйдут из этого семейного уголочка в страшный большой мир, родителям подчас очень сложно. Как они смогут выжить без нас? Сможем ли мы «подстелить соломки» там, где он вдруг решит поскользнуться?

Наш родительский долг — это не только держать ребенка в безопасной пещере с охранниками у выхода, но и научить его выходить оттуда в страшный мир, сражаться с чудовищами, выбирая их себе по силам и возвращаться домой. Как же этого достичь?

Пока ребенок совсем мал, ему меньше года, ваша родительская задача — удовлетворять, по возможности, все его потребности и тотально обеспечивать его безопасность. Примерно в год ребенок делает первые попытки совершать самостоятельные действия: пробует ходить, старается достать запрещенное, учится снимать одежду, облизывает папины ботинки, тянет ложку в рот, пытается подметать, выкладывать вещи из шкафов. Это его способ учиться жить в мире. Пока он делает это в безопасном пространстве, под присмотром мамы и папы.

Задача родителей — дать ребенку возможность экспериментировать, поощрять его активность. Например, улыбаться, когда он делает что-то полезное для жизни — ползает, ходит или ест ложкой, делать серьезный вид, когда он пытается совершить что-то недопустимое, чтобы ребенок мог ориентироваться на лицо родителя в своих действиях. Нам приходится быть терпеливыми, пока малыш совершает много попыток засунуть ложку с едой в рот, но в результате он начнет кормить себя сам.

Одна знакомая мама дала своему ребенку кружку с водой в 8 месяцев, потому что он к ней тянулся и хотел пить. Малыш опрокинул воду на себя и на пол. Мама переодела его и дала кружку второй раз. Малыш опять не донес воду до рта. Мама вздохнула и налила воду третий раз. На седьмой или восьмой раз вода наконец попала в нужное место, и малыш был счастлив. Мама улыбнулась и стала вытирать залитый водой пол, стол, стул, но с этого момента ее ребенок свободно пользовался кружкой и практически никогда не проливал воду. Часто сделать все за ребенка — покормить, одеть, помыть, сделать уроки, заработать деньги — намного проще, чем научить его делать это самому. Но когда дети уже достаточно овладевают необходимыми навыками и, наконец, начинают делать что-то самостоятельно, то именно это и есть самый существенный родительский вклад в их безопасность.

Научившийся пользоваться кружкой — не обольется, научившийся пользоваться ножом — не поранится, научившийся залезать на детскую горку и скатываться — не упадет оттуда, научившийся плавать — не утонет. По крайней мере, шанс сделать это сильно уменьшается. Ну, а дальше — больше.

Мы — взрослые люди, которые выжили в этом опасном мире. Значит, у нас есть какие-то свои умения и методы, как с этим миром обходиться, как справляться с опасностями. А ребенок всему учится от родителей, особенно первые лет десять жизни. Если вы всего боитесь, то неудивительно, что ребенок тоже будет всего бояться. Например, один папа говорил мне: «Странно, но мы не может загнать ребенка в море. Он туда вообще не идет. Вода теплая, а он ни в какую. А мы сюда ради него приехали!»

«А вы сами любите плавать?» — спрашиваю.

«Нет!» — отвечают. «Мы даже не умеем. Да и воду не очень любим. Ну, а он-то при чем?»

А если мы сами плаваем, а ребенок ни в какую, скажете вы? Чаще всего от родителей эти дети слышат: «Осторожненько!», «Аккуратненько!», «Опасно, стой!». Такие слова сопровождают почти каждое (!) действие ребенка. Или мама молчит, но губу закусила и такими глазами смотрит на малыша, что сразу понятно, сейчас ей станет плохо. Да нет, ей уже плохо! Надо немедленно прекратить. Увидев тревожный мамин взгляд, ребенок сразу пугается, перестает себя контролировать и падает. Мама хватает малыша: «Я ж тебе говорила: аккуратненько, а ты…»

Желание идти и опять пугать маму своими самостоятельными действиями у ребенка довольно быстро пропадает, а вместе с ним и желание чему-нибудь научиться. Зато появляются разнообразные страхи, и окружающий мир кажется еще более опасным. Если вы хотите помочь детям выжить в мире и «подстелить соломки», научите их максимально безопасным способам поведения. Начните с себя. Спросите себя, чего вы боитесь? Составьте список и действуйте. Маньяков? Идем на курсы самозащиты, ходим на лекции по поведению в опасных ситуациях, учим ребенка не уходить с незнакомыми людьми. Утонет? Учимся сами плавать и учим ребенка, и так далее по списку. Вы не сможете купить страховку от всех опасностей жизни, но вы можете уменьшить шансы пострадать от опасных ситуаций. Ведь как бы родители не охраняли ребенка, в какой-то момент он неожиданно может оказаться один, или вы не заметите, что даже отпущенные батюшкой 15 или даже 17 лет уже отпраздновали, а самостоятельным ребенок так и не стал.

Интересное исследование про детскую безопасность показало странный результат: чем более безопасно сделана детская игровая уличная площадка, тем больше вероятность получить на ней серьезные травмы. Потому что дети экспериментируют с миром! И на супербезопасных площадках пытаются использовать ее совершенно не предусмотренными производителем способами. Например, стараются залезть на крышу игрового комплекса по внешней стороне, а так как все возможности для этого специально убраны, то активные обитатели площадки придумывают творческий способ для преодоления препятствия, лезут и срываются, получая травмы. Если ребенка долго держали под тщательным присмотром и не давали возможностей осваивать дом, потом детскую площадку, позже улицу, дорогу до школы, до друзей, поход в кино, город, то в один прекрасный момент он может попытаться разрушить теплую семейную пещеру и вырваться на свободу. Но справляться со свободой он не умеет, и эта опасность может быть пострашнее всех остальных.

Состоятельная мама, ребенок которой проводил все свое время под присмотром няни и гувернантки в течение многих лет, неожиданно должна была оставить его дома одного на пару дней. Ей требовалось уехать в срочную командировку, а няня заболела. Мама решила, что очень рассудительный спокойный умный 13-летний мальчик сможет справиться. И уже пора. Конечно, сказал мальчик. За пару дней он привел к себе в гости всех соседских ребят, с которыми до этого был не знаком. Они радостно прокурили квартиру, заодно показав «отсталому маменькиному сыночку» как правильно затягиваться, принесли «травку», выпили родительский алкоголь из бара. В общем, все как обычно, если бы не успели еще влезть в соседний закрытый дом и не вынесли оттуда часть имущества.

Послушный ребенок из хорошей семьи, который не может сказать «нет» своим родителям, тем более не сможет отказать тем, кто будет склонять его к противоправным действиям. Поэтому важная часть обучения ребенка безопасности в этом мире — это разрешить ему говорить «нет» взрослым людям, в том числе родителям, а тем более — своим сверстникам. Разрешить не делать то, что им воспринимается как насилие.

Менее покладистый и послушный ребёнок, в которого родители вкладывали навыки самостоятельности, постепенно передавая ответственность за его жизнь, часто лучше защищен от опасностей этого мира, чем ребенок, находящийся под постоянным присмотром мамы, няни и охранника.

Фото: Alinute Silzeviciute/A3pfamily/Africa Studio/gpointstudio/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
10 июля 2019
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
У любого ребёнка есть и мама, и папа - даже если их участие в рождении, развитии и воспитании не всегда равномерное, или кто-то из них устранился из его дальнейшей жизни. Психолог Анна Скавитина – о том, почему любой вклад каждого из родителей для детей так важен.
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
3 июля 2019
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
«Немедленно извинись!» – требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», – говорит он, и… продолжает отбирать. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
28 июня 2019
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Нет, мы совсем не призываем перестать хвалить детей. Но привычка делать это автоматически, не задумываясь, и по самым мелким поводам, может сослужить ему плохую службу.
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
26 июня 2019
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
Мы хотим гордиться своими детьми, понимать, что наша любовь и усилия как-то вознаграждены. Но, увы, дети могут не только разбить чашку, но и разбить нам душу. Одно из сильных и малоприятных чувств, с которым регулярно сталкиваются даже самые хорошие родители – это чувство разочарования.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
17 июня 2019
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
Похоже, делать все по-своему для вашего ребенка – это дело принципа: если есть возможность сказать «Нет!» и «Не хочу!», он обязательно ею воспользуется. Как на это правильно реагировать?
8 способов справиться с детской истерикой
7 июня 2019
8 способов справиться с детской истерикой
Ребенок устал, переволновался или просто не может справиться со своими противоречивыми желаниями? И вот уже он валяется на полу в супермаркете и кричит, а вы не знаете, что делать. Например, можно сделать вот что.