«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
18:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Соня и Лёня». Мультсериал«Соня и Лёня». Мультсериал
0+
22:00
«Соня и Лёня». Мультсериал
«Детский сад для зверят»«Детский сад для зверят»
6+
23:30
«Детский сад для зверят»

Зачем ребёнку игрушки? 7 важных функций любимых мишек и машинок

Почему ребёнок не может выйти из дома без любимой игрушки? А если вдруг теряет её, то долго-долго рыдает… Ну это же просто мишка! На самом деле игрушки -- это очень серьёзно. Психолог Светлана Филяеева объясняет, почему.

Фото: Cheese78/Shutterstock
Фото: Cheese78/Shutterstock

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт

В современном детстве мы наблюдаем волны увлечений каким-то игрушечным трендом. То детям срочно нужна мягкая акула, то гусь, то лабубу вдруг становится самой желанной игрушкой.

Некоторые мамы считают, что это бессмысленная трата денег, что это всё несерьезно: «Ты просто повторяешь за подружкой! Поносишь 2 недели, потеряешь и забудешь».

Да, сейчас многие увлекаются просто собирательством, бессмысленным поглощением новых товаров, и это может стать бездонной дырой, так игрушки обесцениваются. Родителям в таком случае важно:

  • обратить внимание на границы общения в семье, могут ли они говорить нет ребенку;
  • не происходит ли момент задаривания, как вариант компенсации за своё отсутствия дома из-за работы?

Такую череду бессмысленных покупок нужно прекращать. Игрушка не должна становиться эквивалентом родительской любви.

Но ситуация вовсе не всегда такая. Давайте посмотрим с точки зрения детской психологии, какое значение игрушка имеет для ребёнка. Какие важные функции она выполняет? Разобраться нам помогут сказки, старые и новые.

1. Игрушка — проводник в мир взросления

Вспомним одну из самых известных сказок про игрушку — Пиноккио, или нашего Буратино. Это пример сказки про игрушку, которая оживает и проживает важные для ребёнка сложные моменты — выбора, где правда, где ложь, кто настоящий друг, а кто только притворяется, понимания, что хорошо, что плохо, осознания, каким ты хочешь быть и с кем хочешь общаться. Ребёнок, читая, идентифицирует себя с героем, который становится проводником в мир поступков.

Таким проводником может стать и личная игрушка: проигрывая те или иные ситуации с ней, ребёнок безопасно пробует разные сценарии и учится.

2. Игрушка — помощник и защитник

Это очень важная функция и очень древняя: игрушка помогает снять тревожность и напряжение, связанные с опасностями внешнего мира.

Вспомним игрушки-обереги у разных народов. Вспомним русские сказки: например, про Василису, которую защищала и поддерживала куколка, подаренная мамой. Она давала ей советы и помогла сбежать от Бабы яги.

Для многих детей симпатичные брелоки с мишками (машинками, куколками) и становятся таким защитником: они прикрепляются на рюкзак и повсюду сопровождают.

В современной литературе есть замечательная книга «Медведь в метро» (0+). Эта книжка-картинка показывает, что делает игрушка, когда ребёнок берёт её куда-то с собой. Действие здесь происходит в метро, а это одна из самых стрессовых и сложных локаций для дошкольника: там много шума, много людей, не всегда приятных. Там бывает страшно: вдруг заблудишься, отстанешь от мамы. В книжке мы видим ролевую инверсию: большой белый медведь хочет зайти в метро, но боится. А к нему подходит девочка и говорит: «Поедем вместе?». Маленькая-маленькая девочка берет большого-пребольшого медведя за руку и ведёт в метро.

Хочу посоветовать книгу всем, кто работает с детьми. Эта история напоминает: когда страшно и неприятно, ты сжимаешь в руке игрушку, которую взял с собой, и вспоминаешь о тихом безопасном месте в жизни, куда ты вернёшься.

Фото: пресс-службы издательств
Фото: пресс-службы издательств

3. Самый верный друг

Следующая роль игрушки — это друг, товарищ, с которым ты проживаешь детство, который рядом с тобой, когда читаешь, засыпаешь, ешь и спишь.

Есть прекрасный рассказ у Драгунского, который называется «Друг детства» (0+). Главный герой, Дениска, решает пойти в секцию бокса, родители не хотят покупать грушу и приносят его старого плюшевого мишку — колотить его. Мальчик понимает, что не может его бить, потому что это друг, он кормил его в детстве, они засыпали вместе.

Винни-Пух — тоже один из ярких примеров такого друга.

«Синий кенгуру» (0+) — новая книжка, сборник рассказов, про это же. История о мягкой игрушке, которую хозяйка везде берёт с собой. Лиля очень любит кенгуру, но не всегда внимательна: то оставляет игрушку в парке, то забывает на сиденье автобуса, в зоопарке кенгуру вообще похищают мартышки… А ещё, когда Лиля делает что-то плохое и неправильное, она говорит: это не я, это кенгуру. Он даже извиняется перед мамой: вот какой друг!

4. Развитие эмпатии

Все эти истории очень тёплые, и мы можем догадаться, для чего же ещё нужны игрушки: они помогают развивать эмоциональный интеллект, умение любить, умение заботиться, эмпатию.

У детей как? Игрушка упала — ей больно. Оторвалось ухо — надо починить, полечить. Да, обычный плюш, набитый синтепоном, может учить этому лучше, чем серьёзный взрослый человек.

«Удивительное путешествие кролика Эдварда» (0+) — история о фарфоровом кролике, который сначала не умел ценить заботу. Он был красивый, большой, с мягкими ушками. Девочка-хозяйка его очень любила…

Но всё в жизни Эдварда изменилось, когда он упал за борт корабля и провёл год на дне моря. Когда его подняли, и началось большое путешествие Эдварда в мир чувств: он впервые испытал счастье и ощутил себя живым. Потом проходит целая череда людей, их жизненных историй, пока спустя много лет Эдвард не находит повзрослевшую хозяйку…

Эта история как раз про развитие эмпатии. Так и ребёнок вместе со своей любимой игрушкой учится чувствовать, сопереживать.

5. Развитие фантазии и креативности

Благодаря игрушкам ребёнок сочиняет разные истории, строит целые миры.

Фото: New Africa/Shutterstck
Фото: New Africa/Shutterstck

Как психолог, советую, чтобы у ребёнка были гендерно разные игрушки. Необязательно мальчику иметь только солдатиков и машинки, а девочке — куколок (я вот в детстве любила машинки). Должны быть и коты, и мышки, и роботы, и набор палеонтолога, и доктора тоже. 5−6-7 лет — это очень важный возраст ролевых игр: ребёнок отыгрывает разных персонажей, разные модели поведения, профессии. Так игрушки помогают подготовиться к жизни.

Какую книжку можно почитать об этой роли игрушки? «Куки возвращается» (6+): начинается она с того, что мама мальчика выбрасывает старые игрушки: у него аллергия на пыль. Так мишка Куки оказывается на свалке, а мальчик загадывает желание, чтобы Куки ожил и смог спастись. И тот оживает: выбирается со свалки, попадает в лес. А там живёт некоторое сообщество забавных существ, похожих на маленьких троллей или на человечков, которых дети делают из природных материалов. Они помогают Куки.

Это очень трогательная история, в которой есть и философские смыслы: о нашем отношении к окружающей среде, отношения к тем, кто меньше, слабее.

Сюда же можно отнести «Рождественского поросёнка» (0+) Роулинг. Про любимую игрушку, которую во время ссоры с братом девочка выбрасывает в окошко машины. И бедный поросёнок попадает в Страну потерянных вещей, где его ждут опасные приключения.

6. Игрушки развивают любознательность

Благодаря им можно поисследовать новые темы. Например, интересно узнать новое и о самих игрушках: в какие играли много лет назад, из чего мастерили?

Могу посоветовать сразу 2 новые книги: «Дети на Руси» (6+) и «Русская игрушка» (6+).

Фото: InessaM/Shutterstock
Фото: InessaM/Shutterstock

Они про мир детства, про игрушки. Какие традиционные игрушки были популярны на Руси? Дымковская, филимоновская, сапожковская игрушки, тряпичные игрушки-обереги. Сейчас в арт-терапии тоже используют техники, когда ты собственными руками делаешь игрушку по старинным рецептам. Такие игрушки мы наделяем смыслами, делая их своими помощниками.

7. Игрушка в домашней игровой терапии

Любимая игрушка может помочь ребёнку в конкретной ситуации.

• Например, при адаптации в садике. Это очень важно — брать с собой в садик что-то из дома. Совет родителям: когда не понимаете, что происходит с ребёнком, можно спросить: «Что с твоим самосвальчиком? Почему он не хочет идти в детский сад?». То, что ребёнок не может сказать о себе, он может рассказать в игровой форме о самосвальчике.

Если ребёнок никак не может привыкнуть к садику, тут выручит книжка «Детский сад на колёсиках» (0+) (точнее, там уже целая серия): в ней как раз машинки ходят в детский сад. Вот и подсказка: подойти к обсуждению через игрушечные машинки.

Фото: New Africa/Shutterstock
Фото: New Africa/Shutterstock

• Ещё одна знакомая проблемная тема — уборка игрушек. Здесь тоже помогут сами игрушки: некоторые из них очень любят наводить порядок! Для вдохновения прочитайте с ребёнком книжку-картонку «Медвежонок Тёпа убирает игрушки» (0+) — она как раз об этом.

• Ещё ситуация: когда ребёнок не хочет делиться, кажется жадным. Но для многих любимая игрушка -- это продолжение себя. (Об этом можно почитать историю «Это мой единорог!» (0+) — про девочку, которой так понравился единорог, которога она купила в подарок, что она не захотела его отдавать). Когда кто-то приходит в дом и трогает игрушки, ребёнку это может не понравиться вовсе не потому, что он жадный или плохо воспитан.

Читайте также:

Это настоящая дружба или нет? 6 типов токсичных друзей

Игрушки-антистресс: чем они действительно полезны для ребёнка?

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти