«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
18:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Лабораториум. Маленькие исследователи»«Лабораториум. Маленькие исследователи»
0+
20:40
«Лабораториум. Маленькие исследователи»
«Приключения Ам Няма». Мультсериал«Приключения Ам Няма». Мультсериал
0+
20:45
«Приключения Ам Няма». Мультсериал

Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу

Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын или дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.

Анна Овечкина, психолог, социальный педагог, член экспертного совета БФ «Гольфстрим», специалист инклюзивного центра «Вместе весело шагать»
Анна Овечкина, психолог, социальный педагог, член экспертного совета БФ «Гольфстрим», специалист инклюзивного центра «Вместе весело шагать»


1. Как рассказывать детям о том, что бывают особенности, ограничения по здоровью?

Увидев на улице или в поликлинике ребёнка, который чем-то от него отличается, ваш малыш спросит: «А почему он не говорит?» или «А почему девочка вдруг подошла и до меня дотронулась?». Отвечайте именно на поставленный вопрос: объясните, что этот мальчик еще просто не научился говорить. Или, что девочка потрогала тебя за волосы, потому что так показала, что хочет дружить. Часто детям достаточно простых объяснений. Это мы, взрослые, любим все усложнять. Дети же более непосредственные, они обращают внимание совсем на другие вещи.

В возрасте 6−7 лет малыш оценивает только наличие или отсутствие навыков у сверстников. Он будет воспринимать ребенка с особенностями сквозь призму их внешних проявлений. Например, мальчик, который всегда кричит. Или девочка, которая передвигается на коляске. Дети не делят других детей на социальные группы: все эти рамки лишь в головах взрослых.

Если расспросы продолжаются: «А сможет ли мальчик ходить или говорить?», — спокойно отвечайте: «Будем надеяться, что сможет». У ребёнка создастся ощущение, что это нестрашное временное явление.

Намного более сложный процесс для детской психики — это понять, почему у другого человека нет руки или ноги. Отвечайте так же просто: «Так получилось. Возможно, с ним что-то произошло или он родился без руки». Для детей дошкольного возраста страх утери части тела довольно ощутим. Если ребенок не получит ответа от мамы, то может проявиться навязчивый интерес. Можно переключить внимание ребенка и сказать: «Зато смотри какая у него прикольная коляска».


2. Ребёнок громко спрашивает при всех, показывая пальцем: «Почему эта девочка странно говорит, глупая, что ли?». Как реагировать?

Правильно будет так же громко ответить, что глупость здесь не при чем. Все люди разные, а если тебе интересно, давай познакомимся, спросим сами у мальчика и его мамы. Поверьте, если такой вопрос маму смутит, то она вам об этом скажет.

Если ваш ребенок кричит и показывает пальцем: «Смотри! Мальчик без ноги!», то следует объяснить, что невежливо объявлять человеку о том, что он и так уже знает. Надо извиниться перед мамой, и потом дома в спокойной обстановке объяснить своему ребенку, почему он повел себя бестактно, и как чтоит вести себя в следующий раз в подобной ситуации.


3. В группе детсада, в классе появился такой ребёнок: надо ли поднимать эту тему дома, если сын или дочь ничего не спрашивает?

Если ваш ребёнок сам вас не спрашивает, значит, он уже нашел ответ. Если маме хочется обсудить эту тему, то можно аккуратно спросить: «А кто у вас в классе? А что за ребята?».


Вы удивитесь, но часто дети не замечают особенностей других детей. В моей практике был подопечный с выраженными нарушениями движения. В классе с ним все общались на равных. А вот учитель не мог переступить барьер своего восприятия и каждый раз обращал внимание ребят на особенности нового ученика. Для детей же он был обычным членом коллектива и партнером для игр.

Кстати, если дети смеются над особенностями, то это тоже нормально. При работе с особыми детьми, когда мы их социализируем, то заранее придумываем ответ на вопрос «Почему ты так странно ходишь?». И конечно будет лучше, если дети напрямую спросят об этом у самого ребёнка, чем будут строить домыслы за его спиной. Психологи, которые работают с особым ребенком, помогают ему нормально реагировать на подобные вопросы: он столкнется с ними еще очень много раз в своей жизни.


4. Как помочь наладить отношения с таким одноклассником?

У всех таких детей есть огромное желание общаться. Придя в новый коллектив, они расстраиваются, если их игнорируют. Для них важнее всего социализация в обществе, принятие, а не знания.

  • Можно прямо спросить одноклассника: «А как ты можешь общаться?». Если с ним есть сопровождающий, то не надо говорить с ним о ребёнке в третьем лице. Если тот пока не может или стесняется ответить, то сопровождающий взрослый скажет, что он рад, что ты с ним поздоровался. Обычно это тьютор, которого предоставила школа. Он знает, как правильно начинать взаимодействие, поможет наладить контакт. В школу приводят только тех детей, для которых общение имеет смысл, они хотят дружить, даже если еще не умеют.
  • Бывают ситуации, когда ребёнок с особенностями ведет себя, на наш взгляд, угрожающе. Например, может схватить за руку, за волосы. Расскажите своему ребенку, что нужно спокойным голосом сообщить: не надо меня трогать — и отвести его руку. Если ребёнок кричит, (такое иногда бывает при расстройствах аутистического спектра), ему просто надо выйти в другую комнату, чтобы переключиться. Ребёнку с аутизмом нужно время на адаптацию. Через пару недель он уже не будет кричать, а будет тихо сидеть за партой и учиться.
  • Еще у детей часто возникает желание помочь. Надо заранее объяснить, что помогать нужно только тогда, когда тебя об этом попросили. Не надо выхватывать чашку и бежать за водой для одноклассника. Или, что еще хуже, трогать или двигать его коляску. Коляска — это фактически продолжение тела человека с инвалидностью. А непрошенная помощь может восприниматься болезненно. Любой человек гордится тем, что умеет делать сам: просто кому-то нужно чуть больше времени. Главный смысл инклюзивного общества как раз в том, чтобы каждый делал то, что ему по силам.

5. Зачем нужен инклюзивный подход?

Наше общество достигло высокого уровня гуманизации и развития. Мы говорим: мы должны и хотим жить вместе. В реально существующем мире все люди разные. Есть толстые и худые, есть низкие и высокие, есть люди с особенностями. Жить в высокоразвитом обществе всем приятно.
Еще буквально 10 лет назад гиперактивность была противопоказанием для массовой школы. Сейчас же наука и практика продвинулись вперед, и почти в каждом классе и группе детского сада есть несколько детей с гиперактивностью. Часто они становятся звёздами класса, хотят отвечать у доски, во всем участвуют. Или же становятся двоечниками, что тоже прекрасно. Ведь все мы разные!

Что почитать или посмотреть на эту тему? Хорошая книга и хороший мультфильм — «Цветик-семицветик». Помните, как героиня загадала, чтобы мальчик смог ходить без костыля? Так ваш ребёнок узнает, что некоторым людям с инвалидностью можно помочь. В Сети много социальных роликов, мультфильмов на эту тему: предложите ребёнку вместе поискать и посмотреть.

Читайте также:

Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Инклюзия — это норма: как и зачем мы должны преодолеть социальный барьер

Фото: Joanna Dorota, Olesia Bilkei, wavebreakmedia/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти