Почему психологи и педагоги так много говорят о важности развития мелкой моторики у ребёнка и какие игры помогут в этом? Объясняет нейропсихолог Мария Баулина.

Развитие мелкой моторики: на что оно влияет?
Мелкая (она же тонкая) моторика рук является физической основой любых сложных движений — от удерживания ложки до игры на фортепиано. Но, кроме ловкости рук, её состояние влияет на становление артикуляции, так как изначально жесты и звуковая речь развивались у человека в тесном содружестве.
Совершенствование мелкой моторики перестраивает и мышление ребёнка: ведь каждое движение в цепочке нужно продумать и выполнить в определённом порядке.
Любое занятие должно иметь цель, поэтому, выбирая игру для малыша, нужно определиться, что именно вы хотите развить. Движения, связанные с мелкой моторикой, состоят из разных компонентов, каждый из которых требует особого подхода.
Мелкая моторика: первые движения
Начинать следует с игр, которые развивают силу пальцев и кисти руки, способность к регуляции усилий, а также точность нажатия или захвата.
Пинцетный захват
Самым первым компонентом мелкой моторики является так называемый «пинцетный захват», который появляется у ребёнка примерно в 8 месяцев. Благодаря ему малыш может удерживать в руке с помощью большого, указательного и среднего пальцев небольшие предметы.
Здоровому ребёнку не требуется специальных упражнений для развития пинцетного захвата. Однако важно создать условия для того, чтобы малыш мог попрактиковаться с разными предметами и материалами.
Можно предложить строить башни из мягких и твёрдых кубиков разного размера, выкладывать цепочку из пластиковых крышек, вешать магниты на холодильник, вкладывать друг в друга стаканчики или чашки из набора детской посуды.
Щипковый захват
Ближе к году у ребёнка развивается щипковый захват, в котором участвуют только большой и указательный пальцы.
Для развития этого навыка предлагайте малышу самостоятельно есть небольшие кусочки фруктов или ягоды, доставая их из кружки. Не запрещайте ему подбирать и доедать крошки хлеба или печенья со стола. Во время чтения книг предлагайте ребёнку переворачивать страницы. На прогулке предлагайте возить машинки или другие игрушки за верёвочку.
В качестве специальных игр полезна лепка из пластилина или теста. Вы можете сделать картину из маленьких кусочков пластилина, которые нужно предварительно отщипнуть от большого бруска, затем расплющить пальцами и прилепить в нужное место. А маленькие кружочки из теста подойдут для украшения пирога.
Указательный жест
Ещё одним приобретением к концу первого года является указательный жест. Он не так прост, как кажется. Ведь от малыша требуется не только выставить указательный палец, но и удерживать его в таком положении некоторое время, показывая на что-то интересное.
Чтобы хватило сил, используйте для тренировки рисование пальчиковыми красками, а также любые игрушки с кнопками: начиная от детского синтезатора и заканчивая старым кнопочным телефоном.
Игры, которые повторяют бытовые действия
Овладев отдельными движениями, ребёнок переходит к их объединению в сложные действия. Их сложность обусловлена тем, что правильность выполнения зависит от того, в каком направлении прикладывается усилие. Например, недостаточно взяться пальцами за крышку от пластиковой бутылки — для открывания её нужно прокрутить в определённую сторону.
Для освоения действий в пространстве малышу полезны игры, которые имитируют различные бытовые задачи.
1. Игры с замками, задвижками и другими элементами «бизибордов» знакомят ребёнка с премудростями, позволяющими открывать любые двери и ёмкости. Складывание и извлечение игрушек из коробок и мешочков также расширяют его палитру движений в пространстве.
2. Одевание и раздевание кукол или мягких игрушек помогают малышу не только справиться с хитросплетением колготок и непокорностью пуговиц, но и получить представления о симметричных движениях (если надели правую штанину, нужно надеть и левую!). Не менее важная бытовая сфера — приготовление еды. Переливание жидкости и пересыпание круп из кастрюльки в миску, а также размешивание доставят удовольствие ребёнку и помогут распределить функции двух рук.
3. На следующем уровне сложности находятся игры, которые требуют одновременных и разнонаправленных движений рук. К ним относятся заворачивание и разворачивание фантиков от конфет, а также наматывание нитки на клубок или катушку. Чтобы не перекормить малыша конфетами, можно использовать фольгу и любые мелкие игрушки, которые он будет искать, освобождая от обёртки.
4. Детям старше 4 лет полезно осваивать такие занятия как шитьё, вязание, вышивание, макраме, искусство завязывания всевозможных узлов и технику оригами. Можно покупать готовые «шнуровки» или наборы для изготовления мягких игрушек. В повседневной жизни используйте ситуации, когда требуется пришить оторвавшуюся пуговицу, распутать шнурки, сделать бумажную закладку для книги.
Учимся действовать по плану и образцу
Показателем высокой степени развития мелкой моторики является способность планировать свои действия, своевременно замечать, что что-то пошло не так, и вносить коррективы.
Задания для дошкольников должны включать образец или определённый алгоритм выполнения. К ним можно отнести любые игры с конструктором, мозаику и другие наборы с мелкими деталями.
1. Малышам 3−4 лет лучше всего начинать с повторения простых последовательностей с чередованием. Девочек может заинтересовать изготовление бус или браслетов — например, повторение орнамента: 2 бусины белые, 1 красная и 3 синих. Мальчикам, возможно, понравится строить разноцветное ограждение из кубиков вокруг парковки для машинок.
2. Детям 5−6 лет полезно собирать постройки из конструктора по инструкции. Не переживайте сами и успокойте ребёнка, если будут возникать ошибки. Это часть процесса конструирования, которая учит юного строителя замечать и исправлять неточности, а также смотреть на два шага вперёд
Научившись строить по образцу, ребёнок расширяет возможности — учится создавать домики, гаражи, дворцы и другие сооружения по собственному замыслу.
Такие игры требуют от малыша задумываться о размерах и форме постройки, необходимом расстоянии между деталями и тех движениях рук и усилиях, которые потребуются.
3. У старших дошкольников и младших школьников есть возможность отточить мелкую моторику с помощью разнообразных головоломок. Они могут быть как двухмерные, так и объёмные. Например, большинству мальчиков и девочек нравятся игры типа «Дженги» или балансиры-башни из маленьких стульчиков.
Читайте также:
Игрушки-антистресс: чем они действительно полезны для ребёнка?