9 октября 2019

Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?

Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Польза или вред?

«Моему ребёнку три года. Он пошёл в детский сад, я ему дала с собой телефон. Почему воспитатели отбирают телефон у ребёнка? Как я могу поддерживать с ним связь в течение дня?»
«Почему учителя не регулируют отношения с телефонами у детей в школе? Они играют на уроках в игры, и мешают моему ребёнку учиться!»
«Мой ребёнок сидит в телефоне круглосуточно, я не могу ничего с этим сделать! Я пытаюсь его ограничивать, но он кричит и угрожает мне, что уйдёт из дома!»
«Портфель моего ребёнка очень тяжёлый, мы все учебники перевели в телефон, но не все учителя позволяют им пользоваться на уроках».

Сегодня телефон и смартфон — постоянные аксессуары и детей, и взрослых, и предмет сервировки стола, и «успокоилочка», и вещь, демонстрирующая статус и любовь родителей. Он давно вышел за рамки прямого назначения — связывать между собой близких людей и договариваться о встрече с далекими. Но появившись в истории человечества не так давно, телефон ещё не приобрёл устоявшихся правил эксплуатации: не всем понятно про вред и пользу, про этику его использования в разных ситуациях. И каждая семья и страна, обеспокоенные телефонной эпидемией, охватившей мир, придумывает свои правила. Так, Франция запретила детям до 15 лет использовать телефон в школе, подобный запрет обсуждают и в России, Дании, Швеции, Великобритании, Америке. Одновременно с этим школы постепенно переходят на электронные учебники, видеоуроки и контрольные на смартфонах. В интернет-формате можно полностью учиться, не выпуская смартфона из рук, все уроки и все общение с учителем проходят внутри маленькой коробочки. Хорошо это или плохо? Мы можем только предполагать, так как научных данных по этому вопросу ещё накоплено недостаточно. Появилась целая академическая область — M-learning, которая изучает влияние мобильных устройств на процесс обучения.

Кто против?

Какие основные аргументы родители, руководство школ и даже правительство приводят, предлагая запретить детям пользоваться телефонами в школе?

— Дети отвлекаются во время уроков и не заняты учебой
— Зрение портится
— Есть риск, что телефон будет использован для кибербуллинга
— Дети получают доступ к информации, которая не предназначена для их возраста

Серьезные причины, правда? В одном из опросов 80% из 2000 взрослых австралийцев вне зависимости от пола, возраста, экономического и образовательного статуса, высказались за запрет на использование телефонов детьми в течение учебного дня.

А как отвечают на эти аргументы противники запрета?
— До тех пор, пока телефоны не появились, дети отвлекались, читая журналы под партой, перекидываясь записками, болтая между собой и глядя в окно. То есть ничего не изменилось, только добавилась еще одна форма досуга на скучных уроках. Надо менять формы урока, которые будут интересны.
— Зрение портится и от постоянного сидения за учебниками и тетрадками, а настоящая профилактика здоровья глаз — это не избавление от телефонов и возвращение в бумажный формат, а прогулки на свежем воздухе и переключение зрения на формат смотрения в даль.
— Решение проблемы кибербуллинга мало чем отличается от проблем других форм травли детей — без использования телефонов. Запрещая телефоны и общие чаты, вся активность учителей уходит на контроль выполнения этого запрета, вместо того, чтобы заниматься решением проблемы травли детей. А травля и кибербуллинг прекрасно процветают за дверью школы, никак не ослабевая от того, что на уроках телефон нельзя использовать.
— Вместо запрета важно научить детей адекватно пользоваться поиском в интернете, научить получать полезные знания, а также ввести уроки кибербезопасности, так как сами родители часто безграмотны в этом вопросе и не могут научить этому ребёнка. Боятся — вот поэтому и запрещают.

Опыт внедрения запретов в разных странах показал его неоднозначность. Например запрет, введенный в Нью-Йорке с 2006 года, был отменен в 2015 году. Стало ясно, что школам приходится тратить много ресурсов на то, чтобы выполнять эти правила. Школы в районах для более богатых учащихся запрет практически игнорировали, школы в бедных районах — исполняли. При этом родители детей несли дополнительные расходы на обеспечение сохранности телефонов во время учебного процесса, а учителя не могли воспользоваться преимуществом наличия смартфонов на уроках.


Так что по существенному вопросу «быть или не быть» телефонам в учебных заведениях, однозначного ответа до сих пор нет. Но быть или не быть смартфонам в жизни ребёнка — уже вопрос не стоит.



С какого возраста ребёнку можно пользоваться телефоном?

Это абсолютно ваше семейное дело: решить, что вашему ребёнку уже можно иметь свой личный телефон. И здесь вопрос не про возраст, а про уровень зрелости ребёнка, понимание, насколько телефон ему необходим, а еще про ваши финансовые возможности. Когда у ребёнка появляется телефон, то это не только канал связи, но и новые мощности по просмотру и производству фото, видеопродукции, игрушки, и доступ к мировым знаниям и музыке. Если вы думаете, что ваши дети легко разберутся с технической составляющей смартфона, то это не обозначает, что они легко научатся грамотно им пользоваться. Возможно, некоторым детям вам придется сказать: «Нет, пока еще рано».

Вот несколько вопросов для обдумывания, сможет ли ваш ребёнок использовать смартфон ответственно прямо сейчас:

  • Знакомо ли вашим детям чувство ответственности? Например, когда вы сообщаете, что пора выходить из дома, они начинают собираться?
  • Они возвращаются домой именно в то время, в какое обещали быть?
  • Ваши дети склонны терять вещи — рюкзаки или сменку? Если это так, ожидайте, что они могут потерять дорогой телефон тоже.
  • Ваши дети должны быть на связи из соображений безопасности?
  • Необходим ли им более простой доступ к друзьям?
  • Как вы думаете, они смогут использовать телефоны ответственно? Например, не писать сообщения во время уроков, или не будут ли они мешать другим, разговаривая по телефону?
  • Смогут ли они придерживаться ограничений, установленных вами — по количеству минут разговора или использованию загруженных приложений?
  • Будут ли они использовать текстовые, фото и видео функции ответственно, чтобы не смущать и не беспокоить других?
  • Насколько вы готовы к тому, чтобы сейчас учить ребёнка ответственно пользоваться телефоном?


Вам придётся научить ребёнка:

  • Придерживаться семейных правил об использовании телефона; например, не использовать телефон с 21 часа до 7 утра, не хранить его в спальне, не использовать во время семейных приемов пищи;
  • Управлять расходами;
  • Держать телефон заряженным и в безопасности, не использовать его в ванной, не ставить в ванной на подзарядку, не терять его;
  • Соблюдать безопасность и уважительное отношение к собеседникам в звонках, текстах и сообщениям в социальных сетях.
  • Понимать последствия каждого нарушенного правила. Например, стоит обсудить заранее, что произойдёт, если ребёнок повредит или потеряет телефон. Будете ли вы покупать новый или ребёнок должен будет как-то отработать; что произойдёт, если ребёнок потратит весь месячный кредит на своём телефоне; что случится, если он будет писать гадости другим людям; что стоит делать, если он столкнётся с травлей по телефону.
  • Соблюдению правил ограничения использования телефонов в общественных местах и учебных заведениях.


Если ваш ребенок использует мобильный телефон для самостоятельного общения с другими людьми или доступа в интернет, это увеличивает риск того, что он столкнется с контентом, который его может беспокоить. Это также подвергает его риску оказаться в ситуации кибертравли, получить огромный и непосильный блок информации про секс и порнографию, столкнуться с множеством фейковой информации и вступить в контакт с незнакомцами. Но он и без смартфона получит доступ к тому же самому другим путём, например, через телефоны одноклассников.

Как говорить о безопасности?

Пока у нас нет в стране уроков кибербезопасности, вы можете помочь самим себе и защитить своего ребенка от рискованных содержаний и неуместных действий, обучая его безопасности в Интернете. Вы также можете поговорить со своим ребенком об управлении настройками безопасности и конфиденциальности на своем телефоне — например, таких, как проверка приватности профилей в социальных сетях. Расскажите, почему не стоит вводить личные данные — имя, адрес или дату рождения в онлайн-аккаунты или формы, принимать новые запросы на добавление в друзья в социальных сетях от незнакомых людей. Объясните, что пол, возраст и фотография в социальных сетях могут никак не совпадать с реальностью.
Обсудите, как проверять, какие приложения используют службы определения местоположения, и отключать те, которые ему сейчас не нужны. Это может гарантировать, что ваш ребенок не показывает свое местоположение незнакомых людям, которых он не знает. Вашему ребенку также нужно научиться так пользоваться своим мобильным телефоном, чтобы самому не стать кибербуллером: не создавать и не пересылать оскорбительные или унизительные письма, фотографии или текстовые сообщения.
Адекватное использование гаджетов — важная часть современного человека, и нам приходится и самим учиться владеть ими и параллельно учить детей.

Читайте также:

Игровая зависимость: что это и как с этим бороться

С какого возраста ребенку нужен свой смартфон: мнение психолога

Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!

Фото: Dean Drobot, Andrey_Popov, Look Studio/Shutterstock

Читайте также:
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
8 октября 2019
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
7 октября 2019
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын, дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября 2019
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября – Всемирный день знаний о дислексии. При таком нарушении ребенку сложно даются навыки чтения и письма, но дислексия - не заболевание,а результат нейробиологических особенностей человека, и не влияет на интеллект. Школьники с дислексией испытывают трудности в усвоении программы. Как родители могут помочь?
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
Как сделать слайм дома: правила безопасности
3 октября 2019
Как сделать слайм дома: правила безопасности
Слаймы и «лизуны» не теряют популярности. Домашние рецепты предполагают использование жидкого клея, крахмала и пищевой соды, а вот с тетраборатом натрия стоит быть осторожнее!
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
26 сентября 2019
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
В три года малыши еще только учатся общаться, а в пять уже с гордостью говорят вам «Смотри, вот мой друг!» - даже если с «другом» только что познакомился. 26 сентября отмечаем День встречи со старыми друзьями: как научить ребенка ценить дружбу?
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Как сделать родительские чаты действительно полезными: 9 советов
24 сентября 2019
Как сделать родительские чаты действительно полезными: 9 советов
Один чат школьный, один садиковский, один от спортивной секции... В скольких родительских группах вы состоите? Могут ли они принести пользу, или это только трата родительских сил и времени? Разбираемся!
Как рассказать ребенку, что у него появится брат или сестра?
24 сентября 2019
Как рассказать ребенку, что у него появится брат или сестра?
Ждете прибавления в семье? Поздравляем! Наверняка это время очень трепетное, наполненное радостью и приготовлениями. Но вместе с тем родителям предстоит решить сложную задачу – рассказать первенцу о том, что вскоре в семье появится еще один малыш. Вот несколько советов от издательства «Альпина.Дети».