9 октября 2019

Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?

Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Польза или вред?

«Моему ребёнку три года. Он пошёл в детский сад, я ему дала с собой телефон. Почему воспитатели отбирают телефон у ребёнка? Как я могу поддерживать с ним связь в течение дня?»
«Почему учителя не регулируют отношения с телефонами у детей в школе? Они играют на уроках в игры, и мешают моему ребёнку учиться!»
«Мой ребёнок сидит в телефоне круглосуточно, я не могу ничего с этим сделать! Я пытаюсь его ограничивать, но он кричит и угрожает мне, что уйдёт из дома!»
«Портфель моего ребёнка очень тяжёлый, мы все учебники перевели в телефон, но не все учителя позволяют им пользоваться на уроках».

Сегодня телефон и смартфон — постоянные аксессуары и детей, и взрослых, и предмет сервировки стола, и «успокоилочка», и вещь, демонстрирующая статус и любовь родителей. Он давно вышел за рамки прямого назначения — связывать между собой близких людей и договариваться о встрече с далекими. Но появившись в истории человечества не так давно, телефон ещё не приобрёл устоявшихся правил эксплуатации: не всем понятно про вред и пользу, про этику его использования в разных ситуациях. И каждая семья и страна, обеспокоенные телефонной эпидемией, охватившей мир, придумывает свои правила. Так, Франция запретила детям до 15 лет использовать телефон в школе, подобный запрет обсуждают и в России, Дании, Швеции, Великобритании, Америке. Одновременно с этим школы постепенно переходят на электронные учебники, видеоуроки и контрольные на смартфонах. В интернет-формате можно полностью учиться, не выпуская смартфона из рук, все уроки и все общение с учителем проходят внутри маленькой коробочки. Хорошо это или плохо? Мы можем только предполагать, так как научных данных по этому вопросу ещё накоплено недостаточно. Появилась целая академическая область — M-learning, которая изучает влияние мобильных устройств на процесс обучения.

Кто против?

Какие основные аргументы родители, руководство школ и даже правительство приводят, предлагая запретить детям пользоваться телефонами в школе?

— Дети отвлекаются во время уроков и не заняты учебой
— Зрение портится
— Есть риск, что телефон будет использован для кибербуллинга
— Дети получают доступ к информации, которая не предназначена для их возраста

Серьезные причины, правда? В одном из опросов 80% из 2000 взрослых австралийцев вне зависимости от пола, возраста, экономического и образовательного статуса, высказались за запрет на использование телефонов детьми в течение учебного дня.

А как отвечают на эти аргументы противники запрета?
— До тех пор, пока телефоны не появились, дети отвлекались, читая журналы под партой, перекидываясь записками, болтая между собой и глядя в окно. То есть ничего не изменилось, только добавилась еще одна форма досуга на скучных уроках. Надо менять формы урока, которые будут интересны.
— Зрение портится и от постоянного сидения за учебниками и тетрадками, а настоящая профилактика здоровья глаз — это не избавление от телефонов и возвращение в бумажный формат, а прогулки на свежем воздухе и переключение зрения на формат смотрения в даль.
— Решение проблемы кибербуллинга мало чем отличается от проблем других форм травли детей — без использования телефонов. Запрещая телефоны и общие чаты, вся активность учителей уходит на контроль выполнения этого запрета, вместо того, чтобы заниматься решением проблемы травли детей. А травля и кибербуллинг прекрасно процветают за дверью школы, никак не ослабевая от того, что на уроках телефон нельзя использовать.
— Вместо запрета важно научить детей адекватно пользоваться поиском в интернете, научить получать полезные знания, а также ввести уроки кибербезопасности, так как сами родители часто безграмотны в этом вопросе и не могут научить этому ребёнка. Боятся — вот поэтому и запрещают.

Опыт внедрения запретов в разных странах показал его неоднозначность. Например запрет, введенный в Нью-Йорке с 2006 года, был отменен в 2015 году. Стало ясно, что школам приходится тратить много ресурсов на то, чтобы выполнять эти правила. Школы в районах для более богатых учащихся запрет практически игнорировали, школы в бедных районах — исполняли. При этом родители детей несли дополнительные расходы на обеспечение сохранности телефонов во время учебного процесса, а учителя не могли воспользоваться преимуществом наличия смартфонов на уроках.


Так что по существенному вопросу «быть или не быть» телефонам в учебных заведениях, однозначного ответа до сих пор нет. Но быть или не быть смартфонам в жизни ребёнка — уже вопрос не стоит.



С какого возраста ребёнку можно пользоваться телефоном?

Это абсолютно ваше семейное дело: решить, что вашему ребёнку уже можно иметь свой личный телефон. И здесь вопрос не про возраст, а про уровень зрелости ребёнка, понимание, насколько телефон ему необходим, а еще про ваши финансовые возможности. Когда у ребёнка появляется телефон, то это не только канал связи, но и новые мощности по просмотру и производству фото, видеопродукции, игрушки, и доступ к мировым знаниям и музыке. Если вы думаете, что ваши дети легко разберутся с технической составляющей смартфона, то это не обозначает, что они легко научатся грамотно им пользоваться. Возможно, некоторым детям вам придется сказать: «Нет, пока еще рано».

Вот несколько вопросов для обдумывания, сможет ли ваш ребёнок использовать смартфон ответственно прямо сейчас:

  • Знакомо ли вашим детям чувство ответственности? Например, когда вы сообщаете, что пора выходить из дома, они начинают собираться?
  • Они возвращаются домой именно в то время, в какое обещали быть?
  • Ваши дети склонны терять вещи — рюкзаки или сменку? Если это так, ожидайте, что они могут потерять дорогой телефон тоже.
  • Ваши дети должны быть на связи из соображений безопасности?
  • Необходим ли им более простой доступ к друзьям?
  • Как вы думаете, они смогут использовать телефоны ответственно? Например, не писать сообщения во время уроков, или не будут ли они мешать другим, разговаривая по телефону?
  • Смогут ли они придерживаться ограничений, установленных вами — по количеству минут разговора или использованию загруженных приложений?
  • Будут ли они использовать текстовые, фото и видео функции ответственно, чтобы не смущать и не беспокоить других?
  • Насколько вы готовы к тому, чтобы сейчас учить ребёнка ответственно пользоваться телефоном?


Вам придётся научить ребёнка:

  • Придерживаться семейных правил об использовании телефона; например, не использовать телефон с 21 часа до 7 утра, не хранить его в спальне, не использовать во время семейных приемов пищи;
  • Управлять расходами;
  • Держать телефон заряженным и в безопасности, не использовать его в ванной, не ставить в ванной на подзарядку, не терять его;
  • Соблюдать безопасность и уважительное отношение к собеседникам в звонках, текстах и сообщениям в социальных сетях.
  • Понимать последствия каждого нарушенного правила. Например, стоит обсудить заранее, что произойдёт, если ребёнок повредит или потеряет телефон. Будете ли вы покупать новый или ребёнок должен будет как-то отработать; что произойдёт, если ребёнок потратит весь месячный кредит на своём телефоне; что случится, если он будет писать гадости другим людям; что стоит делать, если он столкнётся с травлей по телефону.
  • Соблюдению правил ограничения использования телефонов в общественных местах и учебных заведениях.


Если ваш ребенок использует мобильный телефон для самостоятельного общения с другими людьми или доступа в интернет, это увеличивает риск того, что он столкнется с контентом, который его может беспокоить. Это также подвергает его риску оказаться в ситуации кибертравли, получить огромный и непосильный блок информации про секс и порнографию, столкнуться с множеством фейковой информации и вступить в контакт с незнакомцами. Но он и без смартфона получит доступ к тому же самому другим путём, например, через телефоны одноклассников.

Как говорить о безопасности?

Пока у нас нет в стране уроков кибербезопасности, вы можете помочь самим себе и защитить своего ребенка от рискованных содержаний и неуместных действий, обучая его безопасности в Интернете. Вы также можете поговорить со своим ребенком об управлении настройками безопасности и конфиденциальности на своем телефоне — например, таких, как проверка приватности профилей в социальных сетях. Расскажите, почему не стоит вводить личные данные — имя, адрес или дату рождения в онлайн-аккаунты или формы, принимать новые запросы на добавление в друзья в социальных сетях от незнакомых людей. Объясните, что пол, возраст и фотография в социальных сетях могут никак не совпадать с реальностью.
Обсудите, как проверять, какие приложения используют службы определения местоположения, и отключать те, которые ему сейчас не нужны. Это может гарантировать, что ваш ребенок не показывает свое местоположение незнакомых людям, которых он не знает. Вашему ребенку также нужно научиться так пользоваться своим мобильным телефоном, чтобы самому не стать кибербуллером: не создавать и не пересылать оскорбительные или унизительные письма, фотографии или текстовые сообщения.
Адекватное использование гаджетов — важная часть современного человека, и нам приходится и самим учиться владеть ими и параллельно учить детей.

Читайте также:

Игровая зависимость: что это и как с этим бороться

С какого возраста ребенку нужен свой смартфон: мнение психолога

Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!

Фото: Dean Drobot, Andrey_Popov, Look Studio/Shutterstock

Читайте также:
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
30 октября 2019
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
В Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» 2-30 ноября покажут 5 интересных кукольных спектаклей для детей и родителей. 
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
24 октября 2019
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
Учиться, даже в первом классе, совсем не просто. Приходится осваивать столько всего нового и незнакомого! А родители всё нагружают и нагружают ребёнка занятиями, ведь он уже вроде как взрослый. Справиться со стрессом поможет игра.
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.