«Фиксики». Мультсериал (С субтитрами)«Фиксики». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:20
«Фиксики». Мультсериал (С субтитрами)
«Роботы-поезда». Мультсериал«Роботы-поезда». Мультсериал
0+
21:00
«Роботы-поезда». Мультсериал
«Ангел Бэби». Мультсериал«Ангел Бэби». Мультсериал
0+
23:00
«Ангел Бэби». Мультсериал
7 важных вопросов к Тутте Ларсен

У телеведущей Тутты Ларсен есть собственное субъективное телевидение, любимый муж, трое детей и, кажется, неиссякаемый запас энергии и хорошего настроения. А теперь еще и собственное шоу на телеканале «О!». В программе «Завтрак на ура!» Тутта вместе с дочкой Марфой рассказывают и показывают, как приготовить полезное блюдо, которое понравится даже самому капризному ребенку.

Специально для «О!» Тутта Ларсен ответила на 7 самых важных вопросов о гаджетах, раннем развитии и своих детях — Луке, Марфе и Иване.

Вы активно работающая мама, а самый главный вопрос, который волнует всех активно работающих мам, — это как совместить семью и карьеру? Как всё успевать и где найти баланс?

У меня только один рецепт — решать проблемы по мере поступления. И не пытаться выставить идеальный баланс раз и навсегда, его не существует. Нельзя пытаться всё успеть, это непременно приведет вас к депрессиям, огорчениям и недовольству собой. Просто в каждом дне нужно выбирать то, что важно, и то, что сегодня можно задвинуть. Например, если сегодня у ребенка в детском садике утренник, а у вас срочная работа, то вы идете на работу и просите маму вашего друга из группы снять этот утренник на видео, а вечером вместе с ребенком смотрите запись. А если завтра ваш ребенок сдает экзамен в музыкальной школе, а вы назначили на это время причёску и маникюр, то приходится попрощаться с прической и маникюром и вместо этого пойти поддержать ребенка на экзамене. Очень важно быть гибкой и не пытаться превратиться в робота-«совершенство». Ну и ещё, конечно, уметь делегировать полномочия и находить помощников среди своих близких или нанимать специальный персонал.

Ну да, действительно, мои дети больше времени проводят с няней, чем со мной. Они еще и с папой больше времени проводят, чем со мной. Ну тут ведь вопрос не в количестве, а в качестве совместного времяпрепровождения. Делать выбор между семьей и карьерой — бессмысленно, обидно и больно. Есть жизнь, она очень разнообразна, в ней есть место абсолютно всем формам вашей деятельности.

Современных детей часто психологи называют цифровым поколением. Некоторые родители так сильно боятся гаджетов, что совсем их запрещают, а другие же разрешают играть сколько угодно. Как у вас в семье обстоят с этим дела?

Здесь тоже важен баланс. У наших детей нет своих планшетов, Луке вообще только на 12 лет подарили более-менее нормальный смартфон. Все гаджеты, которые есть дома, — родительские, так что вопрос довольно просто регулируется сейчас.

Если ты хочешь поиграть, пожалуйста, играй, но это моя вещь, поэтому я её забираю тогда, когда считаю нужным. А еще ты играешь в те игры, которые я туда скачиваю, потому что считаю их нормальными.

Я контролирую процесс. Это отлично работает с малышами, а вот с подростками уже не очень. Но в том и дело, что к тому времени, как ребенок достигнет подросткового возраста, задача родителей — научить его обращаться с интернетом и объяснить, для чего существуют гаджеты. Вилкой тоже можно выколоть глаз, так что любой инструмент может быть и добром, и злом. Ну, а с какими-то вещами нам, взрослым, придется смириться. Да, наши дети — цифровое поколение, их жизнь гораздо больше связана с интернетом и гаджетами, чем наша.

Мы на «О!» пытаемся доказать родителям, что телевидение может выполнять не только развлекательную, но и образовательную задачу. Вот только честно, вы как считаете, телевидение может обучать?

На журфаке меня учили, что у журналистики есть несколько разных функций: познавательная, развлекательная, информационная и образовательная. К сожалению, в последние 20 лет телевидение планомерно двигалось только в одну сторону — развлекательную, и очень сильно себя дискредитировало как достоверный источник информации. Для меня это личная боль и печаль, настоящая трагедия моей профессии. Поэтому я очень приветствую появление вот таких нишевых каналов, как ваш, потому что я сама делаю то же самое. Я создала TUTTA. TV, телевидение для родителей, которое тоже старается порвать некий шаблон того, что ТВ нельзя доверять, что все звезды только зарабатывают деньги, что никто не может через средства массовой информации дать достойную, достоверную, не продажную информацию. Поэтому я считаю, что таких СМИ, как канал «О!» или TUTTA. TV должно становиться всё больше. Канал «О!» для меня — это просто открытие, я очень хочу своих детей с ним познакомить.

Марфа пошла в школу, когда ей было шесть с половиной лет. Довольно рано. А как вы считаете, на что стоит ориентироваться, решая, готов ли ребенок к школе?

Мне очень понравилась система, которую используют китайцы. Они отправляют детей в школу не по возрасту и даже не по уровню интеллектуального или эмоционального развития. Они смотрят на количество выпавших зубов. Если у ребенка выпало меньше трёх молочных зубов, значит он к школе не готов. Марфа в этом смысле очень четко попала в стандарт: за первый класс у неё выпало штук 8 молочных зубов. Зубная фея переработала у нас в том году.

А Лука, например, даже в 7 лет, по-моему, был не готов идти в первый класс, его нужно было годик подержать. Но если серьёзно об этом говорить, то, конечно, я считаю, что со школой торопиться не стоит. Мы повели Марфу в школу так рано, потому что, во-первых, мы видели — она готова. А во-вторых, мы хотели попасть в руки к конкретному педагогу.

Я вижу, что современные дети развиваются немножко медленнее, чем мы в их возрасте, а мы ещё и так сильно перегружаем их уже с самых первых лет жизни. Всякие развивашки, зачем-то какой-то английский, Монтессори и прочие кубики Зайцева. Я считаю, что раннее развитие — это зло, не надо спешить лишать ребёнка детства и вписывать его в систему образования, какой бы успешной и современной она ни была.

А вот интересно, у вас такая позиция по раннему развитию сформировалась с появлением второго-третьего ребенка или сразу?

Нет, такая позиция у меня была с самого начала. Мне очень повезло. Когда Лука только родился, у меня на радио «Маяк» выходила передача, которая называлась «Только для взрослых», мы там разговаривали с разными экспертами: педагогами, психологами. И в одной из передач мы как раз обсуждали тему раннего развития. Я очень удивилась, когда мне несколько специалистов, которым я очень доверяла, в один голос стали говорить о том, что раннее развитие — это порочная практика и что это очень сильно мешает детям.

На самом деле, всё довольно просто объясняется: у ребенка на первые 6 лет жизни стоят просто колоссальные биологические задачи. Он за это время совершает прорыв, сравнимый в человеческом масштабе, например, с освоением неосвоенных планет. Развивается крупная и мелкая моторика, речь, формируется нервная система, эмоциональный интеллект, межполушарные связи — все это задачи, заложенные природой. И тут мы его, помимо этих задач, нагружаем английским языком, классической музыкой, ещё чем-нибудь.

Получается, что детский организм, его мозг, нервная система, отвлекаясь на те новые вызовы, которые мы ему предлагаем, не успевает реализовать то, что ему от природы необходимо реализовать. А это уже чревато большими проблемами: дислексиями, дисграфиями, СДВГ, всевозможными заиканиями, тиками. Сейчас каждый второй ребенок страдает от навязчивых движений, они сосут пальцы, кусают заусенцы.

Есть прекрасный психолог и педагог — Марьяна Михайловна Безруких, которая возглавляет Институт возрастной физиологии, я её обожаю. Она говорит о том, что ребенку в дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо минимум 2 часа свободной игры в день. То есть это 2 часа, когда, с точки зрения взрослого, ребенок ничего не делает. Но с точки зрения ребенка — это невероятно важные моменты. Нам может казаться, что ребенок сидит и смотрит в одну точку, он тупит и тунеядничает, а на самом деле в этот момент у ребенка, может быть, в сознании рождается целый мир, какой-нибудь новый космос. Он сидит и внутренне зреет, а мы ему мешаем.

У меня нет амбиций сделать из моих детей профессиональных спортсменов, балерунов или музыкантов. Мои дети — обычные среднестатистические дети. Они немножко артистичные, немножко гуманитарии, немножко математики. И я считаю, что моя задача — просто дать им максимальную палитру возможностей: хочешь — плавай, хочешь — прыгай, хочешь — пой, но ничего из этого я не делаю это важнейшим делом жизни моих детей. Марфа у нас, например, с удовольствием ходит в театральную студию, ей нравится, она не устаёт от этого. А Луке, когда он перешел в новую школу в пятый класс, мы отменили вообще всё. Кроме английского языка по скайпу у него нет больше никаких дополнительных занятий. Ничего. Только бассейн еще, но это в кайф просто, не спорт, а так, поплескаться, энергию выплеснуть и расслабиться.

Ну и Иван, соответственно, тоже ничем таким особенным не занимается, просто наслаждается детством?

Иван занимается тем, что он растёт, осваивает мир. Он научился ходить, научился прыгать, говорить и петь. Он прекрасно чувствует ритм. У Вани очень много всяких задач, куда нам ещё развивашки?

Смотрите «Завтрак на ура!» с Туттой и Марфой кажду субботу в 8:45 на телеканале «О!»

Читайте также:

7 мнений психологов о домашнем обучении

«Возьми себя в руки!»: как научить ребенка справляться с эмоциями

Личный опыт: я остановила травлю сына в школе

Фото: Лара Бардина

ЭКСПЕРТ:
Маша Пчёлкина
Мама двоих детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Прими участие в большом сказочном конкурсе на «Канале О!»

Перейти