12 марта 2018

Личный опыт: я остановила травлю сына в школе

В феврале эта история буквально взорвала интернет. Рассказав ее на своей странице в социальной сети, Наталья Цымбаленко, мама 13-летнего Пети, вряд ли ожидала получить почти 10 000 репостов и 6 сотен комментариев. Оказалось, что буллинг в школе — по-настоящему больная тема для родителей, многие из которых просто не знают, как себя вести, когда их ребенка травят. Специально для «О!» Наталья рассказала свою историю от начала и до конца.

Наталья Цымбаленко, мама троих детей
Наталья Цымбаленко, мама троих детей

Меня зовут Наталья Цымбаленко, у меня трое детей. Сыну Пете — 13 лет, он увлекается киберспортом и мечевым боем. Вместе с папой, он у нас автогонщик, сын ведет бесплатные занятия на автосимуляторах каждую субботу, в библиотеке нашего округа. В общем, совершенно обычный подросток.

Как все началось

О том, что у него в классе проблемы, сын рассказал нам сам. Раньше он учился в обычной школе во дворе, у нас были прекрасные отношения с классным руководителем, с ребятами. Но в пятом класс Петя перешел в гимназию. Мы выбрали программу посложнее, планировали повысить уровень английского, заниматься языками каждый день. Сын попал в полностью собранный класс, где ребятам, естественно, предстояло притереться друг к другу, вот тогда-то и появились первые сложности. Где-то с середины учебного года Петя начал говорить: «Я не хочу идти в школу. Этот опять начнет обзываться, а тот будет ко мне придираться». Так, потихонечку, основываясь на его рассказах и нежелании ходить в школу, мы стали понимать, что у нас проблема.

Немного забегая вперед, скажу, что заявление о травле мы писали коллективное, от имени трех мам, и наша ситуация была самой легкой версией буллинга. Пете скорее доставалось за то, что он не переставал дружить с товарищем, которого травили. Точнее, как это называли обидчики, «над которым шутили». «Это ведь все шутки, вы что, не понимаете?» — говорили они. Наша главная ошибка была в том, что мы до последнего не воспринимали ситуацию всерьез. Теперь я знаю, что включаться нужно сразу.
В седьмом классе Петя начал много болеть, причем совершенно необъяснимо: собираемся в школу — у него температура 38, остаемся дома — и ничего нет. Один раз прямо во время уроков у него поднялась температура 40, вызвали скорую, врачи диагностировали ангину, но стоило нам приехать домой, все симптомы как по волшебству исчезли. Нам стало понятно, что надо что-то делать. Человек не хочет ходить в школу не потому, что ленится, а потому, что там происходит что-то ужасное, и с этим надо разбираться.

Что происходило в родительском чате

У нас, как и у всех, есть классный чат. Поначалу мы пытались действовать через него, но очень быстро поняли, что присутствующие там родители неадекватно реагируют на информацию, достучаться до них просто невозможно. Мы писали: «Помогите решить проблему, ваши дети обзываются и забирают вещи у наших детей!», а в ответ получали: «Это потому, что ваши дети идиоты!» Лейтмотив всей переписки: вы все врете и ничего не докажете. А одна мама вообще написала: «Ваш ребенок лучше бы вымылся, может, тогда с ним бы кто-нибудь дружил». Потом случилась история с вейпом: группа этих псевдолидеров предложила Мише, Петиному другу, купить ему вейп, чтобы он тоже «стал крутым». Мальчик, который занимался продажей вейпов (это видно по скриншотам его страниц в соцсетях), дважды взял у Миши деньги и не вернул их, ничего не купил, по сути совершил мошенническое действие. Миша ведь не котировался у него, его можно обмануть, это нормально. Вот тогда-то мы с родителями Миши объединились, я подключила третью маму, у которой тоже, мы знали, были проблемы, мы собрали воедино факты, скриншоты и составили коллективное заявление.

Мама мальчика, который продавал вейпы, кстати, на наши сообщения отреагировала совершенно потрясающим образом. Она написала: «Как вы позволили своему ребенку подбить моего купить вейп?» Понимаете, какая конструкция?

Я понимала, с чем я столкнулась, и понимала, что на территории этих свар в чате я не выиграю, но я точно знаю, что у меня есть права. Я знаю, что за мошенничество с шантажом и травлю в соцсетях может наступить ответственность, и она наступит обязательно, вот почему я пошла таким путем. Нам также было очень важно показать ребенку, что государство дает тебе массу рычагов урегулировать любые отношения: с соседями, с родителями, с одноклассниками. Ты просто должен знать свои права, обязанности других и пользоваться этим, призывая к ответственности.

Что происходило в школе

Наша классная руководительница поначалу пыталась призвать всех к порядку, говорила: «Ребята, давайте жить дружно!» Но потом просто самоустранилась и, мало того, что сама никак не решала эту проблему, она еще и не доводила информацию о ней выше. Когда же я начала требовать встречи с директором, она ее саботировала, пригласив только школьного психолога и социального работника. Они сначала тоже начали говорить мне, что я ничего не докажу, но в определенный момент поняли, что все серьезно. Директор школы подключилась сразу же, как только мне удалось лично с ней связаться, организовала встречу, на которой присутствовало 8 человек: представители Департамента образования, Управляющего совета школы, психологи, социальные работники. Буквально на следующий день в классе начались проверки, ребятам устроили встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, за ней последовала встреча с родителями, с чьими детьми были локальные конфликты.

Первый вопрос, который они мне задали: «Почему вы не пришли раньше?» Да, теперь я понимаю, что разбираться надо сразу. И не стоит по одному-двум человекам, которых ты встречаешь, давать диагноз всей системе. Да, не нашли понимания с классным руководителем, но это не значит, что вся школа такая, надо идти дальше.

Объем моего вмешательства в ситуацию я, конечно же, обсуждала с сыном. Он понимал, что в ответ на мои действия дети могут начать на нем отыгрываться. Первое время мы забирали Петю после школы, звонили ему на каждой перемене и спрашивали, как дела. Я объяснила сыну, что ему предстоит пережить период, когда на него будет обращено усиленное внимание со стороны школы. Нельзя спасовать, надо держать марку: не ходить без сменной обуви, не относиться к учебе спустя рукава, не получать двойки, иначе любой промах будет раздуваться до уровня: «Мы же говорили, что он такой!»

У нас с сыном и так неплохие отношения были, но вся эта ситуация нас еще больше сблизила. Ему, кстати, было очень приятно, что так много людей его поддерживают — мне же в социальных сетях писали очень много слов поддержки. Петя ведь ради Миши не хотел уходить из школы, они вдвоем были готовы держать удар. Мне нравится, как он себя ведет, он молодец.

Что происходит сейчас

Я активно включилась в ситуацию где-то в конце ноября. Сейчас у нас март — в классе тишь да гладь, все спокойно, корректно. Все научились вежливо общаться друг с другом. Вот что важно — ни мне, ни Пете не нужна дружба с людьми, которые его не ценят. Нельзя со всеми дружить и всем нравиться, так не бывает. В школе, в ситуации насильно согнанных в одну географическую точку людей, любви может и не быть, да и не должно ее там быть. Главное, чтобы были нормальные рабочие отношения.

Наши выводы

С травлей можно столкнуться в любом варианте: в любом возрасте, в любом социальном положении, в любой, даже самой крутой или самой ужасной школе. Вы же знаете принца Чарльза? Представьте себе, его тоже травили. Нет никакого шаблона, нельзя приложить и сказать: «Вот этого человека будут травить!» Причиной может быть все что угодно.

Главная наша беда в том, что родители не понимают, насколько серьезной может оказаться ситуация. Нужно объяснять, что за картинки и репосты, за какие-то оскорбительные комментарии может прийти ответственность. Наша задача — рассказать, что любое неосторожное действие, кажущееся тебе шуткой, может обернуться серьезной проблемой. Я бы советовала больше говорить с детьми (и родителями!) про гражданскую и правовую ответственность. В наше время об этом должен знать каждый.

Фото: NadyaEugene/plprod/Billion Photos/Shutterstock.com

Читайте также:
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
11 декабря 2018
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
Создайте дома атмосферу праздника!
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
10 декабря 2018
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
Искренние советы первоклассникам от первокурсника журфака.
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
6 декабря 2018
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
Если вы пропустили, смотрите эфир прямо сейчас!
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
5 декабря 2018
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
6 типов поведения, с помощью которых можно манипулировать мамой и папой.
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
29 ноября 2018
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
Психолог Мария Наумова о секретах воспитания детей разных темпераментов.
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
28 ноября 2018
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
Позвольте ребёнку самостоятельно получить этот полезный опыт!
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
26 ноября 2018
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
Разбираемся вместе с экспертами.
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
26 ноября 2018
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
Фильм можно посмотреть бесплатно в интернете.
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»:  4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
24 ноября 2018
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»: 4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
Как понять, что является вариантом нормы, а что — тревожный симптом?
Гости программы «О! Дети» поговорят о дислексии
23 ноября 2018
Гости программы «О! Дети» поговорят о дислексии
Как помочь ребёнку, которому тяжело даются чтение, письмо или счёт?
4 терапевтические игры, которые помогут ребёнку справиться со стрессом
23 ноября 2018
4 терапевтические игры, которые помогут ребёнку справиться со стрессом
О пользе терапевтических игр рассказывает детский психолог Александр Покрышкин.
6 факторов, которые формируют родительский невроз
22 ноября 2018
6 факторов, которые формируют родительский невроз
Почему современные родители слишком нервные, объясняет психолог Людмила Петрановская.
«Начнём с себя!»: как воспитывать детей поколения Z
22 ноября 2018
«Начнём с себя!»: как воспитывать детей поколения Z
Рассказывает психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких.